Новое слово в отечественной комедии

Зрителей по-прежнему интересует, о чем говорят мужчины. Теперь можно увидеть, как эти разговоры меняются с годами.


© Стоп-кадр из фильма «О чем говорят мужчины. Продолжение»

Создатели заключительной части трилогии «Квартета И» о мужчинах среднего возраста с грустной улыбкой рассказывают о смене жизненных ценностей и пытаются подбодрить тех, кого вгоняет в уныние стремительный бег времени.

«О чем говорят мужчины. Продолжение» в постановке режиссера Флюзы Фархшатовой заметно отличается от предыдущих фильмов. В первом затрагивалась тема детства и юности героев — пусть лишь в воспоминаниях и шутках, во втором показывались типично взрослые проблемы, а в третьем Ростислав Хаит, Леонид Барац, Камиль Ларин и Александр Демидов предстают уже заметно постаревшими. Актеры играют не без энтузиазма, но все же есть ощущение, что этот формат для них — вчерашний день. Не потому, что он плох или не соответствует их профессиональному уровню. Просто люди никогда по-настоящему не возвращаются в прошлое.

Однако зрители первую часть трилогии по-прежнему любят и пересматривают. Поэтому новый фильм — не столько искусство, сколько бизнес-проект, который многим успел полюбиться, заслужить репутацию качественной, интеллигентной комедии, по-доброму настроенной к аудитории. А это в отечественном кинематографе, особенно в юмористическом жанре, большая редкость. Вполне логично воспользоваться возможностью заработать на таком успехе, и осуждать здесь не за что. 

Другой вопрос, не проигрывает ли триквел на фоне двух прошлых фильмов. Конечно, тональность стала явно более грустной, герои выглядят слегка утомленными, а действие лишилось прежней динамики. Хотя компания и совершает путешествие из Москвы в Санкт-Петербург, большую часть времени зритель наблюдает статичный сюжет, основанный не на приключениях и недоразумениях (эпизод с потерянным рюкзаком не выглядит ни смешным, ни органичным), а на бесконечных разговорах, очень похожих на нытье. 

В общем, фильм показывает взрослых людей, добившихся того, чего им хотелось, самодостаточных и живущих с комфортом, но вечно чем-то недовольных. И лишь встреча с возможно неизлечимо больным человеком заставляет их вспомнить о мимолетных радостях жизни. Тут даже возникают параллели с куда более трагическим фильмом — «Достучаться до небес». Но «Квартет И», конечно, не омрачит концовку смертью. Тем более что в другой их картине, «Быстрее чем кролики», привкус драмы отпугнул многих зрителей и вызвал очень неоднозначные оценки.

Мы видим типичные для зрелых людей проблемы, раскрывающиеся по мере того, как ускоряется время: зависимость от чужого мнения, малоподвижный быт, угасание жажды приключений, разбивающаяся о финансовые проблемы дружба, разочарование в интрижках на стороне и в радостях холостой жизни. Наконец, понимание, что мужчин, не привыкших беспокоиться о возрасте, старение тоже не минует — и юные красотки перестанут обращать на них внимание. Все это вызывает грусть просто в силу своей неизбежности. Хотя многое зависит от того, как ты жил раньше, переустройство сознания и расставание с какими-то ценностями, которые прежде казались незыблемыми, рано или поздно произойдет.

Что касается главной составляющей любой комедии — шуток, то в фильме они очень разные: от хлестких и остроумных до совершенно непонятных и натужных. К явным удачам, на мой взгляд, относится меткая характеристика Виктории Бони — «она известна своей известностью» — как веяние новой реальности, полувиртуального и антиутопического мира искусственной жизни напоказ. К неудачам — нелепый образ проводницы в поезде Мурманск — Адлер (в исполнении Татьяны Догилевой), которая со своей безумной любовью к футболисту Месси выглядит как пародия на перезрелую Наталью Поклонскую. Остроты на тему лишних денег в эпизоде с Михаилом Прохоровым, сыгравшим самого себя за символический гонорар, тоже были не лучшим решением: у огромного количества россиян они вызовут не улыбку, а скепсис и горечь. 

Несомненным украшением фильма можно назвать музыку группы «Би-2», давних партнеров «Квартета И». Саундтрек не так бодр, как прежде, но в нем есть лиричность и теплота. Замечательны и пейзажи Петербурга, хотя пьяный персонаж Алексея Барабаша и спящие герои на речной прогулке вносят некий диссонанс. Но вообще в визуальном плане фильмы «Квартета И» всегда держат марку. Правда, картину портит обилие рекламы всевозможных брендов — банков, пива, службы такси… Ее так много и она настолько навязчива, что противникам агрессивного маркетинга фильм скорее всего не понравится. 

В целом весь «Квартет И» и сценаристы заслуживают одобрения за проникновенный и непринужденный подход к болезненной теме старения и преодоления переломных моментов в жизни. Поскольку современный российский кинематограф все время старается нас «накормить» то граничащим с идиотизмом весельем, то любовными сказками, то напичканными фантастикой домыслами о советском прошлом, новый фильм радует как альтернативное веяние. И если первая картина «О чем говорят мужчины» вызвала лишь легкое ощущение новизны, то теперь можно говорить о сложившемся новаторском жанре — экзистенциальной комедии. Хотя взрослые зрители наверняка немного погрустят после просмотра.

Людмила Семенова