Posted 19 апреля 2018,, 22:00

Published 19 апреля 2018,, 22:00

Modified 31 января, 19:11

Updated 31 января, 19:11

Профессор Мориарти, Волк и Telegram

19 апреля 2018, 22:00
Сергей Лесков
Гонения на популярный мессенджер имеют все признаки бунта стариков, которые цепляются за привычные смыслы и не дают стране двигаться в будущее.

Глава Роскомнадзора Александр Жаров сравнил свою борьбу с Telegram с противостоянием Шерлока Холмса и профессора Мориарти. Чтобы было совсем понятно: себя Жаров ставит на сторону сыщика, а Павла Дурова — на сторону гения преступного мира. Параллель сомнительная по многим параметрам. Если искать аналогии из области искусств, точнее было бы сравнить действия Роскомнадзора с попытками Волка из «Ну, погоди!» размягчить сушеную воблу, когда он вдрызг переколошматил весь дом, остановившись лишь перед телевизором.

Блокировка мессенджера Telegram ведется под соусом борьбы с терроризмом. Да, некоторые преступники используют Telegram. Но они много чего используют. Автомобили, квартиры, телефоны, другие мессенджеры… Может быть, нам передать агентам ключи от квартир и автомобилей? Абсурд.

В Израиле Telegram работает как весы у аптекаря, а эффективности борьбы с терроризмом может поучиться любая спецслужба мира. В аэропорту перед посадкой на самолет авиакомпании «Эль Аль» вам зададут любые вопросы, кроме одного — являетесь ли вы пользователем Telegram. И, кстати, молодой человек, который только что в Стерлитамаке собирался перерезать полшколы, тоже не сидел в Telegram, а спокойно, в открытом доступе рассказывал в интернете о своих планах.

Что если для розыска преступников наши Шерлоки Холмсы выбрали неправильный путь? И, применительно к высоким технологиям, им было бы полезно поучиться анализу массивов big data, а не колошматить по-волчьи все без разбору?

Думаю, гонители Telegram подсознательно воспользовались формулой Дейла Карнеги, который советовал объяснять свои действия благородными мотивами. Но на самом деле, с точки зрения власти, самое страшное в треклятом Telegram — это неподконтрольные каналы, где идет свободное и часто анонимное обсуждение политических событий, что тревожит умы и сеет смуту. По существу, это новое СМИ, и оно приобретает все большее влияние на молодежь, которая отвернулась от телевидения, а на газеты просто «забила». Некоторое время назад государство пыталось работать с блогерами, их даже в Кремль приглашали, но всех на учет и под уздцы не возьмешь. Проще опустить шлагбаум.

Любопытно, что гонения совпадают с призывами к модернизации и курсу на цифровую экономику. Но первое и важнейшее свойство власти в понимании российской элиты — это контроль над обществом. Если нет контроля, то нет власти. Такая система ценностей существовала веками и в другие эпохи обеспечивала прогресс. Но она ставит крест на цифровой экономике, как невозможны индустриальные предприятия при феодализме. Информационная эпоха предполагает свободный и быстрый обмен данными, где царствуют законы конкуренции, а не административные ограничения. Гонения на Telegram имеют все признаки бунта стариков, которые цепляются за привычные смыслы и, прикрываясь высокими лозунгами, в действительности не дают стране двигаться в будущее.

История Telegram — очень неприятный симптом. В чем-то это отрыжка «Матильды». Борьба архаики с прогрессом и знак того, что в России вес набирают консервативные и объективно работающие против интересов страны политические силы. Современная цифровая культура предполагает не только значительный рост грамотности и образования, но и упрощение коммуникации, свободы в самовыражении, значительное расширение круга субъектов политики и экономики, которых консерваторы презрительно называют «креаклами».

Как ни называй, будущее объективно за креативными, творческими личностями. В век высоких технологий значение талантливых, неординарно мыслящих творцов возрастает неимоверно. Именно они, а не политические лидеры, определяют прогресс человечества. Стив Джобс и Илон Маск на весах истории значат неимоверно больше, чем любой чиновник, даже высшего звена. А у нас в стране публика сегодня не назовет имени ни одного ученого.

И есть злая ирония в том, что Павел Дуров, едва ли не единственная в России «звезда» мирового уровня в области высоких технологий, оказался под пятой чиновников, имена которых завтра сотрутся в придорожной пыли. Дурова выдавили за границу, как раньше из страны уехали Зворыкин и Сикорский, Гейм и Новоселов, Абрикосов и Гельфанд.

Конечно, Павел Дуров — вовсе не ангел, который питается амброзией. И претензий к нему можно вывалить целый воз. Вот Марк Цукерберг не стал стулья ломать, а десять часов сидел перед стариками из Конгресса, отвечал на несусветные вопросы. Но, с другой стороны, эти старики сумели создать такую деловую атмосферу, что в десятке богатейших людей Америки семеро представляют IT-бизнес.

Для молодых российских дарований, которые мечтают о покорении мировых вершин в своей области, одиссея Павла Дурова — плохой пример. Теперь ежу понятно: если ты чувствуешь силы создать что-то грандиозное, в родной стране реализовать таланты тебе не дадут. Если ты хочешь сохранить свое изобретение, ты должен потерять Россию. Иными словами, Россия отворачивается от будущего и доверяет свою судьбу лукавым верноподданническим карьеристам.

Кстати, аудитория Telegram в России — 15 миллионов пользователей. В мире аудитория Telegram вырастает на 15 миллионов всего за месяц. Россия, как ни печально, — маленькая страна. Поэтому борьба Павла Дурова с чиновниками — иррациональный выбор, свойственный русскому человеку, которому своя страна дороже денег и бессмысленно потраченных сил.

Каждый человек может распорядиться своей судьбой. Может уехать, а может остаться. Но для самой страны стратегия всеобщего контроля и надзора — это неизбежное поражение. Печально, что совсем недавно наша страна пережила величайшую катастрофу и распалась во многом из-за поражения в технологической конкуренции. «Шарашки» обеспечили равенство на коротком отрезке, а потом неизбежно осыпались. Казалось, закон усвоен навсегда: изобретать новое выгоднее, чем охранять старое. И вот вернулись на прежние позиции…

Мы начали с аналогий и закончим аналогиями. На заре научной революции одним из центров европейской модернизации была Дания. Не случайно Шекспир поселил своего героя, который превосходил окружение по части духовной зрелости, именно в этой стране. Кремниевой долиной Дании была обсерватория Ураниборг, где работал легендарный Тихо Браге. Кстати, Гамлет и Тихо Браге учились в одном университете в Виттенберге. Утечка умов началась еще в ту эпоху, монархи сманивали ученого. Ландграф Вильгельм писал из Аугсбурга королю Фредерику: «Ваше Величество, ни в коем случае вы не должны разрешить Тихо уехать, для Дании было бы потеряно ее величайшее украшение».

Эти слова были написаны в XVI веке. Тогда еще не изобрели не только Telegram, но и ковровую бомбардировку, которая грозит уничтожением всего Рунета и изоляцией от внешнего мира. Тот ли это случай, когда закон строг, но справедлив?

Сергей Лесков