Posted 14 мая 2018,, 15:53

Published 14 мая 2018,, 15:53

Modified 31 января, 19:28

Updated 31 января, 19:28

Смогли. Повторили

14 мая 2018, 15:53
Людмила Семенова
Россия постоянно пытается что-то доказать всему миру. И даже «Евровидение» для нее не устаревший песенный конкурс, а поле битвы.

Итак, «Евровидение-2018» стало историей. Для нас — особенно печальной, поскольку российский исполнитель впервые после 1996 года не смог выйти в финал. Вообще, на счету России много провальных выступлений — в основном из-за того, что артисты по какой-то причине не вписывались в формат. Но таких эмоций не было никогда. Ведь после недавнего унижения на Олимпиаде в Пхенчхане амбиции требовали реванша.

В ситуации с «Евровидением» снова проявились такие черты нашего государства, как больное самолюбие, страх недооцененности и равнодушие к чувствам простого и беззащитного человека, который становится жертвой в борьбе за статус на фронтах геополитики или «мягкой силы».

С Юлией Самойловой уже один раз поступили неосмотрительно и жестоко, когда в прошлом году выдвинули ее кандидатуру, зная, что Украина может отказать певице во въезде на свою территорию из-за былых выступлений в Крыму. Те, кто отвечал за отбор конкурсантов в России, с непростительным легкомыслием понадеялись на то, что мировое сообщество погрозит украинской стороне пальчиком.

Никто не вспомнил, что несколько лет назад цивилизованный Запад ни слова не сказал о жутком преступлении против человечности в Одессе. А тут какой-то музыкальный конкурс, который даже выдающимся культурным событием уже сложно назвать. В последние годы звучащие на «Евровидении» песни лишь изредка прорываются в мировые чарты, а подавляющее большинство певцов так и не становятся настоящими звездами. Следует отметить, что раньше ситуация была иной — на конкурсе выступали группы «АББА» и «Чингисхан», Селин Дион, Тото Кутуньо, Джанни Моранди. Но сейчас организаторы гораздо больше озабочены рекламой, а политика безусловно отодвигает творческую составляющую на дальний план.

Именно из политических соображений российскую исполнительницу в 2017 году не хотели видеть на Украине — а Россия только подлила масла в огонь, обеспечив хозяевам конкурса законное право настоять на своем. В итоге мы получили не триумф чести, а глумливое предложение спеть по видеосвязи. А в ответ на гордый отказ — безразличное «ну не хотите, так не хотите». Но как бы это ни было отвратительно, делать в игре за престиж разменной картой и без того уязвимого человека — еще хуже. Можно было бы уже забыть эту историю, не особо отразившуюся ни на политике, ни на шоу-бизнесе. Однако мы решили, что «можем повторить». Что ж, повторили — и на этот раз уже некого винить, кроме себя.

У России была возможность загладить вину перед Самойловой — если бы кто-то вообще подумал о ней, а не о «государственных интересах». Для этого нужно было не просто отправить певицу на конкурс, а обеспечить ей и творческую, и психологическую подготовку с помощью специалистов — ведь времени на это было более чем достаточно. Однако номер, сделанный «на коленке», непоставленный голос и слезы девушки после провала показали, что ни тем, ни другим никто не озаботился. О ней весь этот год вообще не особо вспоминали, отложив до нужного момента, словно елочную игрушку.

Наверное, выступить на Евровидении действительно было мечтой Юлии, и ее мужеством можно только восхищаться. Но никто не имел права возлагать на нее миссию по отстаиванию государственной чести. Да и вообще, легкий и ни к чему не обязывающий (в идеале) творческий конкурс — это не фронт, не космическая гонка и даже не Олимпиада, давно превратившаяся из праздника спортсменов в борьбу держав. Но спортсмены — люди крепкие и физически, и психологически. А Юлии Самойловой просто испортили радость от реализации мечты, внушив, что она выступает за Родину — и значит должна если не победить, то уж во всяком случае положить все силы на то, чтобы ее страну оценили и зауважали. А откуда у девушки, не закаленной звериными законами шоу-бизнеса, такие силы?

Какой урок России стоит из этого вынести? Наверное, следует перестать ко всему на свете относиться как к поединку, где надо победить или погибнуть. Пора понять, что огромной части мира вообще нет до нас дела, и не делать из этого трагедию. Вспомните финскую метал-группу Lordi или украинскую «певицу» Верку Сердючку, которые явно относились к Евровидению без всякой серьезности и пафоса — и смогли добиться успеха. Или нашего Петра Налича, который хоть и не выиграл конкурс, но скорее всего получил приятные воспоминания.

Юлии Самойловой сейчас бессмысленно что-либо советовать: ей просто нужно время, чтобы пережить случившееся. Возможно, впереди ее еще ждут настоящие, а не бутафорские достижения.

Напоследок хочется отметить, что некоторые журналисты в скандале с «Евровидением» тоже проявили себя не лучшим образом: вместо того, чтобы разобраться в причинах провала, они сделали «крайними» отдельных пользователей соцсетей, написавших в адрес Юлии оскорбительные комментарии. И главное — вытащили все самое грязное и неадекватное из густой трясины интернета и представили этот поток негатива как массовое явление. Должно быть, по их разумению рыба гниет не с головы, а с чешуек…

Людмила Семенова