Posted 30 мая 2018,, 08:02

Published 30 мая 2018,, 08:02

Modified 30 марта, 19:43

Updated 30 марта, 19:43

Что сделает с космосом Рогозин

30 мая 2018, 08:02
Сергей Лесков
Вместо строительства батутов американцы финансируют сразу россыпь ракетных проектов и уже готовы отобрать лидерство в этой области у России.

В мировой космонавтике произошли важные события. Вице-премьер Дмитрий Рогозин в состав нового правительства не вошел и получил назначение на пост генерального директора госкорпорации «Роскосмос». Первый вызов для Рогозина — старт корабля «Союз МС-09» 6 июня с Байконура к Международной космической станции. На борту — экипаж в составе Сергея Прокопьева, европейского астронавта Александра Герста и американского астронавта Серины Ауньен-Ченселлор.

Запуск намечен с гагаринского старта. Руководить стартом будет лично Димитрий Рогозин. Перед стартом космический корабль пройдет обычную в России церемонию освящения прикомандированным к Байконуру священником. Этот старт чрезвычайно важен в карьерной одиссее чиновника, который знаменит советом американцам подпрыгивать к МКС на батуте.

В то самое время, когда решалась судьба бывшего вице-премьера, в НАСА тоже приняли решение — отправить миссию к Европе, шестому спутнику Юпитера. Миссия получила название Europa Clipper. Цель — поиск живых биологических организмов в воде, которая скрыта под коркой льда на Европе. Это одна из самых амбициозных научных программ НАСА, которая может перевернуть наши представления о Вселенной и поставит человечество перед новыми серьезными вызовами.

Миссия к Европе, — логическое продолжение исследований США в области дальнего космоса, на который Россия давно уже не заглядывается. Кстати, по злой иронии «Клипер» — название космического корабля, который разрабатывала корпорация «Энергия» в 2000-х годах, с гордостью демонстрируя его на авиакосмическом салоне в Жуковском президенту Путину. Проект похоронили в пользу другого корабля под названием «Русь», о котором давно ничего не слышно. Космические горизонты России становятся все более узкими и сводятся к эксплуатации МКС, где мы исполняем роль единственных извозчиков экипажей. Но, во-первых, это не будет длиться вечно. А во-вторых, гордость по этому поводу все более начинает походить на «звездную болезнь» теряющего позиции лидера.

Так вот, еще в 1997 году недоступную нам Европу исследовала станция Galileo, которая обнаружила на спутнике в два раза больше соленой воды, чем в Мировом океане на Земле. И, мало того, океан может прогреваться до температур, комфортных для репликации РНК и возникновения белковой жизни. В 2012 году космический телескоп Hubble провел новую серию исследований, обнаружив на Европе вулканы и гейзеры.

Hubble завалил земные компьютеры информацией, полученной от различных космических объектов. Данные расшифровываются годами. Только что, в мае 2018 года моделирование тектонических процессов доказало густые водяные выбросы из вулканов спутника Юпитера. Вероятность биологической жизни в неизвестной форме выросла. Все сошлось — Америке также необходимо лететь к Европе, как Рогозину на Байконур.

Что касается Международной космической станции, которой в 2018 году исполняется 20 лет, НАСА теряет к ней интерес. Космос — это исследование новых пространств и покорение новых задач, а МКС превратилась в рутину. Принято решение о прекращении финансирования МКС, на которую только США потратили $100 млрд, и передаче станции в 2025 году в частные руки. Космическую цель в пилотируемой космонавтике администрация Трампа поставила другую и также амбициозную — построение базы на Луне, высадка астронавтов с дальнейшим броском человека к Марсу.

Не преминул высказаться на космическую тему президент Трамп: «На этот раз мы планируем не только установить флаг и оставить след на Луне. Мы заложим основу, чтобы осуществить полет на Марс». Лунная программа Трампа развернется во всю мощь к середине 2020-х. Если следующий президент США не отменит ее, как Трамп отменил скромные космические предложения Обамы.

Россия в космонавтике уже давно не делает шагов в сторону от проторенных троп. Впрочем, новых идей не высказывается и в других областях. Почему космонавтика вдруг должна стать исключением, если прежде всего ценится стабильность и контроль? А в США, которые когда-то были нашим равным космическим конкурентом, в бюджете 2019 года уже предусмотрена разработка лунной орбитальной платформы. Иначе говоря, автоматической станции, которая будет вращаться вокруг Луны, чтобы послужить перевалочной базой для десанта на нее и полетов на Марс.

Кажется, «Роскосмос» хотел предложить свои услуги в совместной работе над проектом, но при нынешних отношениях России и США в согласие верится с трудом. Кроме того, весь наш потенциал, накопленный по части орбитальных станций, мы уже принесли американцам на блюдечке с золотой каемочкой.

Первый элемент лунной платформы — двигательная установка с солнечными батареями — появится на орбите в 2022 году. В 2023 году к нему будет пристыкован жилой модуль с астронавтами. Лунная платформа — это новое слово в космонавтике. Ее можно считать трамплином для полетов к другим планетам и в дальний космос или, другими словами, первым космическим космодромом. По соседству будет летать переданная в частные, и, вероятно, американские руки МКС. Похоже, космос тоже становится однополярным…

Международная космическая станция каждый год обходится НАСА в $4-5 млрд. Всего за 20 лет — около $100 млрд. Для сравнения: бюджет Пентагона на этот год — $700 млрд. Проект лунной платформы на пять лет потребует в $2,7 млрд. Экономия заметная, а выгоды очевидные. Кстати, в конструкции платформы будут использованы запасные части МКС.

Бюджет многолетней миссии к Юпитеру Europa Clipper — $2 млрд. По деньгам это вполне по плечу «Роскосмосу», бюджет которого даже при упавшем рубле составляет $3 млрд в год. Кстати, из всех госкорпораций «Роскосмос» по финансовым показателям работает хуже всех. В 2017 году недоимки бюджета от его деятельности составили 82% запланированных платежей.

Очень скоро лидерство России по части ракет-носителей будет также потеряно. Уже сейчас грузы к МКС доставляют новые американские корабли Dragon и Cygnus, созданные частными компаниями SpaceX и Orbital ATK. Вскоре на орбиту поднимется грузовик Dream Chaser компании Sierra Nevada. Гигант авиакосмической промышленности Lockheed Martin разрабатывает пилотируемый корабль Orion, который в 2023 году полетит к Луне и, если получится, на Марс. Тяжелую ракету SLS разрабатывает Boeing, который отвечает за сопровождение МКС. Их совместный консорциум United Launch Alliance готовит тяжелый носитель Vulcan, который заменит ракеты Atlas V и Delta IV. Компания Bigelow Aerospace идет еще дальше и строит планы частной орбитальной станции.

Что остается Рогозину? Отправить в космос старую ракету, разработанную еще при Королеве. Американцы же, как видно, обошлись без батута. От сотрудничества с Россией уходят, а на Европу смотрят с интересом.

Сергей Лесков