Posted 14 июня 2018,, 16:30

Published 14 июня 2018,, 16:30

Modified 31 января, 19:51

Updated 31 января, 19:51

Цифровая сеть Кремля

14 июня 2018, 16:30
Иван Преображенский
Владимир Путин расширил полномочия своей администрации. Теперь она официально будет править законы, вести молодежную политику и компьютеризировать власть.

Произведя основные кадровые назначения в Кремле, в результате которых почти все чиновники сохранили свои должности, Владимир Путин также издал два указа. Один очертил новые полномочия администрации президента (АП), а другой уточнил ее новую структуру.

Судя по этим документам, административный вес первого замглавы администрации Сергея Кириенко в Кремле слегка подрос, а сама АП приобрела новые формальные полномочия. Правда, в основном за счет тех функций, которые и так выполнялись кремлевскими чиновниками раньше, только неофициально. Это, кстати, позволяет говорить о том, что некоторые новые пункты Положения об администрации президента РФ противоречат принципу разделения властей, а значит и духу Конституции.

Итак, за исключением отдельных уточнений и небольших сокращений параграфов, старый текст Положения сохранился. В то же время к нему добавилось несколько новых параграфов, связанных преимущественно с расширением или уточнением полномочий отдельных Управлений президента РФ. В частности, появился пункт об организации подготовки поправок к законопроектам, принятым Госдумой. Всем известно, что администрация президента и раньше этим занималась. Мало того, она часто вносила законопроекты якобы от лица отдельных депутатов, находя среди народных избранников тех, кто готов поставить свою подпись под любым спущенным из Кремля документом.

Теперь же поправки будут вноситься совершенно официально не от лица президента, а именно его администрацией, что заметно облегчит первому замглавы АП Сергею Кириенко, курирующему внутреннюю политику, взаимоотношения с нижней палатой парламента. Ведь после того, как спикером Госдумы стал Вячеслав Володин, парламентарии старались минимизировать вмешательство АП в законотворческий процесс.

Кроме того, в ведение кремлевской администрации официально теперь попали вопросы гражданства и помилования. Есть шанс, что это связано с намерением Владимира Путина выполнить пожелание правозащитницы Людмилы Алексеевой и восстановить в какой-то форме комиссию по помилованию при президенте, например, в ее прежнем виде. Ведь в России налицо снижение числа оправдательных приговоров и в целом ужесточение политического режима. При этом все труднее говорить о системной работе правозащитников — каждый случай становится индивидуальным. В этой ситуации помилование становится важнее, чем деятельность, например, Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), потому что, парадоксальным образом, системная работа по защите гражданских прав россиян позволяет помочь меньшему количеству людей, чем банальные прошения о помиловании конкретных граждан. Или, как в случае с крымским режиссером Олегом Сенцовым, даже тех, кто отказывается признавать себя гражданами России.

Добавился в Положение и еще один пункт — осуществление руководства организациями, находящимися в ведении АП. Иначе говоря, судя по всему, ведение финансово-хозяйственной деятельности. Понятно, что кремлевская администрация и раньше ее вела, так что это просто фиксация реального положения вещей. Впрочем, это значит также, что теперь не все финансово-хозяйственные операции АП будут непрозрачными, какие-то, наконец, окажутся на виду.

Отдельная история — добавление в Положении об администрации двух новых тем: информационно-коммуникационных технологий в паре с развитием цифровой инфраструктуры, а также молодежной политики. Оба они связаны с расширением функционала управлений президента, которые курирует первый замглавы администрации Сергей Кириенко. Указ на эту тему почему-то называется «О мерах по оптимизации … », хотя в реальности ни о какой оптимизации в нем речь не идет. В документе в основном говорится о том, что управление по внутренней политике теперь будет формально отвечать за муниципальное самоуправление, точнее — за его взаимодействие с президентом. Это чтобы никто не подумал обвинить Кремль в нарушении принципа отделения муниципальной власти от государственной, хотя он и так давно уже в России не соблюдается, если вообще когда-то такое было.

С этим связано и решение переименовать управление президента РФ по применению информационных технологий и развитию электронной демократии в управление по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи — чтобы оно отвечало за госполитику в области развития цифровой инфраструктуры, а также по вопросам применения информационно-коммуникационных технологий. Эти-то технологии и обеспечат связь Кремля с нижестоящими уровнями власти, в первую очередь, с муниципалитетами.

Кстати, это обновленное управление, которое раньше Кириенко не курировал, теперь будет подчиняться именно ему. Как и управление по общественным проектам, которое, впрочем, первый замглавы АП полностью подчинил себе еще раньше. А именно после того, как УОП возглавил бывший пресс-секретарь Кириенко еще по работе в «Росатоме», специалист по работе с молодежью Сергей Новиков.

Управление по общественным проектам, которое и раньше активно занималось молодежными кремлевскими организациями, теперь становится официальным куратором этой темы в Кремле. Заодно туда же добавили и «сетевые проекты». Этой цифровой сетью нынешняя кремлевская администрация, видимо, и рассчитывает в ближайшие годы удерживать власть в стране и готовить ее трансформацию к 2024 году.

Иван Преображенский