Posted 27 июня 2018,, 14:56

Published 27 июня 2018,, 14:56

Modified 30 марта, 19:27

Updated 30 марта, 19:27

Параллельная Россия

27 июня 2018, 14:56
Виктория Волошина
Если государство нам не помогает, а мешает — уйдем в другую реальность. Будем там жить, учиться, лечиться, работать, налаживать горизонтальные связи поперек властной вертикали.

Пока профессоров лучших частных университетов России буквально не посадят на философский пароход (не вынудят уехать из страны), к ним все равно будут идти ученики, даже если Московской Высшей школе социальных и экономических наук (Шанинке) вслед за Европейским университетом в Санкт-Петербурге вовсе запретят выдавать дипломы о высшем образовании.

Как предрекает один из выпускников Шанинки: «Недалеко то время, когда не диплом будет цениться, красивая коленкоровая фигнюшка с печатями, а написанное от руки письмо ученого: „Такой-то ходил ко мне в домашний семинар и проявил изрядные способности“. Профессорам и преподавателям, которые чего-то стоят, пора переходить на домашний режим работы. Оно и эффективнее, и выгоднее».

Действительно, сегодня такая перспектива вовсе не кажется невозможной. Нацеленные на международную карьеру соискатели диплому гособразца скорее предпочтут курс лекций от ученого с мировым именем. Причем даже не обязательно ходить к профессору домой — проще записаться на вебинар. А диплом можно получить и в другой стране. На наших глазах фактически создается параллельная, альтернативная, теневая система высшего образования. Нужна «коленкоровая фигнюшка» — вузов, одобренных Рособрнадзором, в стране хватает, жаждете конкурентного на мировом рынке образования — вам в другую сторону. Если надзирающие органы наберут обороты, а все к тому идет, то вскоре лучшие вузы в стране будут искать именно среди лишенных гослицензии.

Создавать черные рынки и параллельные системы нашим гражданам родом из советского дефицита не привыкать. Ведь никого не удивляет, что сегодня на столах как у политической элиты, так и у обычных небедных россиян спокойно лежат санкционные продукты — выдержанные сыры, отменный хамон, свежие фрукты из запретных стран. В одной России эти продукты сжигают в печах и давят бульдозерами, в другой, параллельной — легко покупают и продают. И никакой Роспотребнадзор этому не помеха. Вовсе не потому, что мы такие уж незаконопослушные, а просто потому, что это государственное решение идет вразрез с интересами людей, которые предпочитают полезные и вкусные продукты, а не «политически выдержанные» на пальмовом масле фальсификаты.

Примерно по тем же соображениям (Роскомнадзор запретил — «значит, хорошие сапоги, надо брать») наши граждане скачивали опальный Telegram, даже если до того он им был вовсе не нужен.

Запретят иностранные лекарства — будет в стране подпольный лекарственный рынок. Он и сегодня уже есть — российские чиновники не всегда успевают вовремя оформлять все разрешительные документы на старые и новые лекарства, в том числе жизненно необходимые. Остается или помирать, или покупать их на черном рынке. Да, там все дорого, и гарантий никаких, но и в аккредитованных аптеках нередко продают фальшивки.

Запретят хождение в стране иностранной валюты, как предлагают некоторые президентские советники, — будем менять «зеленые» из-под полы, как было в СССР.

Первой реакцией на то, что в правительстве называют «пенсионной реформой», стало желание граждан вовсе не платить пенсионные взносы — уйти в тень. В соцсетях активно постят нецензурное заявление: «Прошу перевести меня на черную зарплату, так как до пенсии я не дотяну, а значит и (незачем) за меня тогда платить отчисления». Даже если заявление фейковое, уверена, примерно так подумали миллионы. Вполне понятное желание, когда тебе вдруг говорят, что в могилу ты сойдешь раньше, чем получишь первую пенсию, на которую сможешь разве что за квартиру заплатить, и то не факт — коммунальные платежи у нас растут быстрее, чем индексируются пенсии.

Все усилия последних лет по выводу из тени «серой» и «черной» армии работников можно смело отправлять на помойку — напротив, сегодня те, кто годами не платил налоги, радуются, что в кои веки не остались в дураках. В отличие от налогопослушных. И этот параллельный рынок труда, в который сейчас, по разным оценкам, вовлечены около 20-25 млн человек, будет только пополняться.

Да, собственно, в большинстве сфер, куда государство лезет с излишними запретами или непродуманными реформами (а это — практически везде) уже создаются или будут создаваться параллельные структуры. Целая параллельная Россия. И в какой-то момент — если, конечно, нас не втянут в какую-нибудь серьезную войну или другую какую пакость —эта параллельная Россия окажется крепче, здоровее и жизнеспособнее, чем Россия официальная. Не потому, что анархия — мать порядка, а потому, что параллельные структуры создаются не мятежниками, а самыми что ни на есть разумными людьми в противовес неграмотным, противоестественным, зачастую просто вредным решениям властей. Под лозунгом: если государство нам не помогает, а мешает — уйдем в параллельную реальность. Будем там жить. Учиться, лечиться, работать, налаживать горизонтальные связи поперек властной вертикали.

Проблема в том, что это гражданам без государства зачастую оказывается проще жить, а вот ему без нас — совсем никак. Вот оно и плодит надзорные и силовые органы, чтобы мы далеко не разбегались. Можно создать параллельные медицину, высшую школу, рынок труда, но нельзя создать параллельную тайную полицию или Росгвардию. В параллельной России никто не будет скидываться на кормление тех, кто защищает не граждан, а власть от граждан. Может, еще и потому в официальной России мало кого волнует, что самые умные, талантливые, самостоятельные, мыслящие граждане сбегают кто за границы страны, кто в «параллельные миры».

Виктория Волошина