Posted 27 июня 2018,, 21:01

Published 27 июня 2018,, 21:01

Modified 30 марта, 19:27

Updated 30 марта, 19:27

Черногория: ближе к ЕС — строже законы

27 июня 2018, 21:01
Алла Ярошинская
Иностранцам, осевшим или отдыхающим в «адриатическом рае», становится тревожно из-за новаций в жилищной сфере и режиме пребывания в стране.

На днях состоялось важное для Черногории событие — очередная конференция по вопросу вступления в Евросоюз. Как сообщает пресс-служба Совета ЕС, в Люксембурге прошла одиннадцатая встреча на министерском уровне ЕС-Черногория. Обсуждалась 17-я статья договора об экономической и монетарной политике. На встрече превалировало мнение, что открытие переговоров по этой теме и реформы в этой области важны для создания в стране открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией, единой с ЕС валютой и ценовой стабильностью. Комиссар ЕС по расширению и европейской политике добрососедства Йоханнес Хан отметил, что это еще один шаг Подгорицы на пути к членству в Евросоюзе.

Напомню, что переговоры с Черногорией о ее вступлении в ЕС начались в 2012 году. (Заявку на членство Подгорица подала в середине декабря 2008-го.) Но еще года два назад лидеры ЕС заявляли, что в обозримом будущем никаких новых стран принимать в свой круг не будут — разобраться бы с теми, что уже вошли. По поводу ситуации с балканскими соискателями Евросоюз собирал год назад даже отдельный саммит, на котором им была уготована судьба с транзитным периодом, когда они должны были организоваться в некий Таможенный союз. Таким образом, вещали комиссары, этим странам будет проще присоединиться в будущем к ЕС. Однако напугавшая Запад «экспансия России на Балканах» заставила их довольно быстро пересмотреть свое решение. Было объявлено, что к 2025 году Черногория и Сербия могут стать членами ЕС, остальные (кроме вступивших уже Словении и Хорватии), — кандидатами. (Как стало сейчас известно, следом за министерской встречей ЕС-Черногория на заседании Евросовета было объявлено, что переговоры с Албанией и Македонией о вступлении могут начаться уже в июне 2019 года.)

И если Сербия, пытаясь усидеть на двух стульях, все еще клянется в любви к России, то Черногория сразу же без всяких экивоков и приседаний взяла жесткий курс на НАТО (быстро добившись вступления) и на Европейский союз. Но если с Альянсом все было проще — армии у черногорцев, по сути, нет, так что и «перезагружаться» особо не надо (своих миротворцев страна отправляет, куда скажут), то с Евросоюзом сложнее. Речь идет о синхронизации и приведении в соответствие с европейскими законами собственной нормотворческой и законодательной базы. А это вопрос отнюдь не простой. Особенно учитывая черногорский менталитет — жить согласно главной здесь заповеди «не спеши».

Однако чем ближе до часа вступления страны в ЕС, тем сильнее власти начинают «закручивать гайки» — по разным направлениям. И в этом году после принятия и вступления в действие двух законов — о легализации незаконно построенного жилья и о статусе иностранцев — это хорошо почувствовали на себе все участники процесса. Но особенно — иностранцы, и россияне — в первую очередь. Не секрет, что в 2006—2008 гг., когда случился бум покупок черногорской недвижимости на побережье Адриатики, россияне прихватывали буквально все — за бешеные деньги уходили даже недострои и дома-развалюхи. Самые ушлые считали, что, скупив это сегодня, завтра можно будет сбыть его по еще более выгодной цене. Однако не сложилось — рынок вдруг резко «просел», и позже те, кто купил по заоблачной цене, продавали при крайней необходимости это жилье значительно дешевле.

А когда покупательская лихорадка прошла, то оказалось, что почти вся недвижимость Черногории (на морском побережье, прежде всего) построена нелегально, то есть без разрешительных документов. До 2008 г. и законов таких не было. Еще шесть лет назад, по сообщениям власти в местных СМИ, в стране насчитывалось около ста тысяч незаконно возведенных объектов. Это при численности населения в 600 тысяч. Этой цифрой о нелегальной застройке СМИ оперируют и сегодня, хотя она наверняка стала выше.

Понятно, что с этим идти в Европу не получится, и власть после многих лет разговоров на фоне принятия и изменения нескольких законов в этой области, решила, наконец, действовать. Чесать по последнему закону всех «нелегалов» под одну гребенку — то есть одобрить все незаконно построенное (исключения касаются заповедников и особых территорий). Однако тихий абсурд заключается в том, что по нововведению административные и иные суды должны прекратить все текущие тяжбы граждан, касающиеся нелегального зодчества. И это уже противоречит другим законам в этой же сфере. Но, похоже, такой подход к делу волнует только граждан, пострадавших от своеволия нелегальных застройщиков и уповавших на справедливое решение конфликта в суде. Теперь это уже властям неважно: видимо, ЕС и сроки поджимают.

Отмечу, что и само сообщество «нелегалов» не только было готово к «оприходованию» своей недвижимости, но и с нетерпением ждало этого момента. Однако когда событие, наконец, накрыло с головой и власть объявила в начале сего года, что до 15 июля следует сдать документы в соответствующие органы, то вдруг оказалось, что жаждущих не так и много. Как сообщили на днях из Министерства устойчивого развития, до сего времени заявки на легализацию подали больше трех тысяч человек. Всего. На всю страну. Из ста тысяч «нелегалов». Сначала власть грозила карами (в новом законе это прописано) и клялась, что переноса сроков легализации не будет. А на днях объяснила такую пассивность граждан загруженностью местных общин, которые не успевают обрабатывать заявки. И продлила еще на 90 дней «последний срок», отметив при этом, что достаточно сообщить о том, что проект объекта для легализации сдан в органы власти.

Однако, как теперь стало понятно, радость застройщиков закончилась на том пункте закона, где прописана такса за легализацию. Оказалось, что это вовсе не так дешево, и разным собственникам в разных территориальных зонах с разным уровнем качества жилья (от бюджетного до элитного) придется выложить кругленькую сумму. К примеру, возведенный добротный дом в 250 квадратов даже в нескольких километрах от моря «потянет» на 20 тысяч евро, пожаловались мне его хозяева — немецко-сербская семья. Они не готовы принять эту данность и уже ищут покупателя. Но какой вменяемый купит в условиях нового закона нелегально построенный дом? И таких примеров немало. Притом, что закон дает возможность расплатиться в рассрочку. Но под проценты. А если сразу всю сумму — то без переплаты.

Однако, судя по вялой реакции сообщества, народ еще в раздумьях. Впрочем, в некоторых местах замечены протесты против высокой таксы на легализацию. А для властей страны это мероприятие — полезное с приятным: и многолетний хаос прекратить на строительном поле, и казну пополнить. Как сообщил Павле Радулович, министр устойчивого развития и туризма страны, от легализации незаконно построенных объектов черногорское правительство ожидает получить не менее 40 млн евро. Сюжет пока в слабом развитии.

Параллельно с ним ужесточается законодательство и практика его применения и в других сферах. Самый болезненный пример — новый закон об иностранцах, где прописан пункт о получении «привременного боравка», то есть временного вида на жительство (ВНЖ). Собственно, почти ничего нового, но на практике уже происходят странные для Черногории вещи: инспекторы стали тщательно отслеживать, как исполняются все предписания по соблюдению режима ВНЖ. Это то, на что ранее никто здесь почти не обращал внимания. Теперь на черногорских русскоязычных сайтах появились сообщения о том, что боравки (ВНЖ) аннулируются из-за нарушения сроков пребывания-отсутствия в стране. То есть, имея ВНЖ в Черногории, его владелец не может выехать из страны более чем на 30 дней подряд. Отсутствовать можно не более 90 дней (в совокупности) в году.

Сейчас при пересечении границы и в инспекциях по иностранцам дни отсутствия-присутствия у тех, кто получил ВНЖ, рассматриваются под лупу и считаются до последних суток. И у нарушителей режима вид на жительство — почти неслыханное ранее дело — аннулируется. Или на следующий год не продлевается, прерывая таким образом возможность через пять законопослушных лет получить ВНЖ уже не на год с пролонгацией, а сразу на пять лет. (Десять лет ВНЖ дают право обратиться за черногорским гражданством. Но, говорят бывалые, это только теоретически.)

Лыком в строку и сообщения об ужесточении при нарушении туристами правил регистрации — ее теперь надо предпринять строго в течение 24 часов после прибытия в страну. За просрочку отправляют в полицию и там штрафуют — 40 евро с человека, при этом и саму регистрацию никто не отменяет — в зависимости от города она составляет до одного евро в день. (Цены на нее растут — например, десять лет назад в Герцег-Нови сутки стоили 70 центов, сегодня — 90.) Если человек не регистрировался вообще, то при вылете обратно ему об этом сейчас обязательно расскажут пограничники. И выпишут штраф в 150 евро — бывает, что нарушители из-за этого пропускают свой самолет. Появилась и вовсе «дикая» информация от гостей Черногории — о наказании за отсутствие при себе паспорта. По закону приезжие всегда и везде должны ходить с ним. Если полицейский обнаружит, что паспорта при вас нет, — довольно солидный штраф — от 200 до 1200 евро. И такие случаи уже зарегистрированы. Многие на сайтах возмущаются: на пляж и ночную дискотеку тоже с паспортом? Выходит, да, а иначе — нарушаешь, плати штраф.

В общем, чем ближе к заветному порогу в Евросоюз, тем сложнее становится для «понаехавших» привычная жизнь в миниатюрной Черногории, которая всегда пребывала в своей особой нирване под сладким названием полако (неспеша) и сутра (завтра).

Алла Ярошинская