Posted 2 июля 2018,, 13:26

Published 2 июля 2018,, 13:26

Modified 30 марта, 19:25

Updated 30 марта, 19:25

Трампу нужен кризис

2 июля 2018, 13:26
Если понимать, что своей сверхзадачей Трамп полагает разрушение глобального проекта и возвращение Америке статуса единственной сверхдержавы, то внешне хаотичные действия американского президента приобретают вполне рациональный характер.

Трамп снова дал повод российской пропаганде возликовать. Повод, правда, так себе: на вопрос о принадлежности Крыма и признании его российским Трамп буркнул что-то типа «Посмотрим», но это стало поводом для глубокомысленных и пространных материалов во всех федеральных российских СМИ.

То, что Трамп способен по паре раз на дню выдавать прямо противоположные суждения, уже не секрет. Уже поэтому хвататься за какое-то его отдельное высказывание и уж тем более делать выводы, конечно, не имеет смысла. Однако здесь есть момент, который нужно всегда держать в голове.

Если понимать, что своей сверхзадачей Трамп полагает разрушение глобального проекта и возвращение Америке статуса сверхдержавы, причем единственной сверхдержавы, то в таком случае внешне хаотичные действия американского президента приобретают вполне рациональный характер.

Трамп будет делать все, чтобы разрушить проект Евросоюза — фактически главной на сегодняшней день цитадели глобализма, причем нынешнее поколение европолитиков вполне осознанно придерживаются его принципов. Поэтому Трамп ходит по грани, ставя европейцев перед выбором — нарушить эти принципы или держаться за них. Достаточно, чтобы несколько важных членов Евросоюза пошли на их пересмотр, как единство и целостность Евросоюза будут нарушены, а внутренние противоречия ЕС сделают все остальное.

Скажем, предложение Трампа вернуть Россию в «семерку» вызвало жесткую оппозицию со стороны именно европейцев — Меркель и Макрона. Европейские санкции против России имеют ту же природу: Путина наказывают именно за нарушение принципов, на которых построен современный миропорядок. При этом, конечно, Европа отдает себе отчет, что она является младшим партнером США, что и создает серьезные проблемы для европолитиков: они не могут в открытую оппонировать Трампу.

Собственно говоря, Трампу и Крым, и Россия малоинтересны. Сам факт того, что Штаты без проблем прожили почти два года (пол-срока Трампа) без встречи двух президентов, говорит о важности современной России для современной Америки. Скорее всего, и нынешняя встреча не имеет прямого значения для Трампа — с огромным трудом и в несколько приемов вообще удалось найти и согласовать какие-то темы для нее. Да, безусловно, есть тема договора по ракетам, есть тема санкций, есть сирийский и украинский вопрос, но в целом Штаты прекрасно решают эти вопросы на уровне клерков, а что для клерков не по чину — Трамп вполне способен решать сепаратно сугубо волевым (или даже волюнтаристским) решением.

Однако если вдруг окажется, что признание Штатами Крыма российским расколет Евросоюз и вызовет его кризис — Трамп немедленно признает Крым именно российским. Ни секунды не задумываясь.

Примерно та же позиция Трампа прослеживается и по вопросу отношения к ООН, которую он считает устаревшим рудиментом прежней эпохи. ООН — организация, созданная в двуполярном мире и отвечающая реалиям именно того, умершего миропорядка. Трамп строит новый, в котором Америка — единственная сверхдержава, поэтому если он успеет, то постарается либо ликвидировать, либо разрушить ООН. И если для этого США потребуется выйти из организации — Трамп выведет их. Жесткая критика ооновских структур со стороны Трампа и его администрации, выход из совета по правам человека — это элементы решения этой задачи.

В рамках той же логики — жесткий «троллинг» «семерки» на последней встрече. «Семерка» — идеологическое объединение, она комфортно себя чувствовала в рамках обамовского «глобального лидерства», где США — первые среди равных, для Трампа же принципиальным является возвращение к «глобальному доминированию», где есть США и есть все остальные. Предложение вернуть Россию в «семерку» просто разрушит ее, и Трамп прекрасно отдает себе в этом отчет.

Естественно, что разрушительная деятельность Трампа (а он обязан вначале демонтировать прежний порядок вещей, и лишь затем пытаться создавать новый) вызывает противодействие. Причем не только глобалистов, но и самых настоящих имперцев. С первыми у Трампа стратегические разногласия, со вторыми — противоречия тактического характера. Первые, конечно же, против деятельности по разрушению существующего порядка вещей просто потому что это их мир, имперцы вполне справедливо опасаются непредсказуемых последствий размашистых действий Трампа. По-видимому, поэтому у него далеко не все получается, и не все так гладко и просто. Увольнение Тиллерсона, который в целом разделял концепцию «Пакс Американа 2.0» — прямое следствие разногласий Трампа с однопартийцами по тактике.

В контексте такой логики слова Трампа о Крыме значат немного. Он готов признать Крым российским (китайским, турецким — да хоть марсианским), но не из уважения к Путину, который ему неинтересен вообще, а строго из своих собственных интересов. Трампу нужен кризис, который взорвет изнутри Евросоюз, расколет его, вынудит в первую очередь «старую Европу» отказаться от своих принципов или поступиться ими. Как только он нащупает возможности для такого кризиса — он его немедленно создаст.

Анатолий Несмиян

Прочитать оригинал поста можно здесь.