Posted 7 июля 2018,, 07:06

Published 7 июля 2018,, 07:06

Modified 31 января, 20:04

Updated 31 января, 20:04

Счастливая старость — только в телевизоре

7 июля 2018, 07:06
Людмила Семенова
Чтобы обеспечить пропагандистское сопровождение повышению пенсионного возраста, авторам новостных программ и ток-шоу приходится проявлять фантазию.

Государственная пропаганда с изяществом слона в посудной лавке выдумывает все больше креативных финтов, направленных на снижение градуса недовольства в связи с «пенсионной реформой». План, разработанный для информационных и публицистических медиа, прекрасно отвечает правилам демагогии. Но основная масса телезрителей уже явно начинает от нее уставать — тем более когда о преимуществах долгой активной жизни вещают люди с заоблачными, по меркам большинства жителей России, доходами.

Поэтому политические и новостные шоу чаще избирают тактику молчания, во всяком случае о реальном положении дел. В частности, они предпочли «не заметить» митинги против повышения пенсионного возраста, которые 1 июля прошли во многих городах.

Зато о новых «городских легендах», согласно которым нас старит именно наличие пенсии, а не плохие условия жизни, в телевизоре вещают с удовольствием.

К примеру, программа «Воскресное Время» на Первом канале не пожалела для больной (без преувеличения) темы нескольких минут, чтобы прийти к странному выводу: большое количество работающих пенсионеров говорит о ненужности пенсии, а не о том, что ее элементарно не хватает на жизнь. Вопрос, где обычно трудятся эти пенсионеры и сколько они получают, ожидаемо остался за кадром.

В шоу Дмитрия Киселева на канале «Россия» тоже с удовольствием говорили бы лишь про футбол, встречу Путина с Трампом и лицемерие европейских лидеров, увлеченных пустыми разговорами, в то время как мигранты тонут в море. Но общий медийный курс вынудил добавить в эту «сборную солянку» сюжет о 80-летних волонтерах, программах «Активное долголетие» (этот термин, очевидно, призван заменить менее красивый «возраст дожития») и «таблетках от старости» — с навязшим в зубах рефреном о том, что жизнь только начинается в 40-50-60 лет, а то и позже (тут уж как пойдут «реформы»).

А вот программа «Итоги недели» с Ирадой Зейналовой на НТВ пошла другим путем, полностью проигнорировав не только народное недовольство, но и собственно повышение пенсионного возраста. Канал решил не мудрствовать и просто заполнить эфирное время болтовней о противостоянии Трампа с «ястребами», о цыганских погромах на Украине и о том, что Евросоюз в очередной раз висит на волоске.

Естественно, митинги никак не вписываются в ту фарфоровую пастораль, которую нам пытается подсунуть телевидение. Как будто протестующие не хотят «таблеток от старости», не стремятся дольше оставаться молодыми и активными, не мечтают о покорении горных вершин между рабочими сменами в гардеробах или на кассах общественных туалетов… Впрочем, если бы новостным программам или политическим ток-шоу все-таки пришлось освещать митинги, у них наготове был бы козырь о том, что противники реформы беспокоятся вовсе не о народе и о даже не о собственном будущем. А, например, отрабатывают «вражеский заказ».

Но циничнее всех повел себя представитель развлекательного сегмента нашей телеиндустрии, который обычно дистанцируется от политики, — Андрей Малахов, кумир самой незащищенной аудитории, то есть тех самых пенсионеров и домохозяек. Под злободневную тему отвели целый выпуск «Прямого эфира». Ведущий сделал главной героиней медсестру предпенсионного возраста, которая готова продолжать работать, но не уверена в том, что ей дадут такую возможность и не оставят и без пенсии, и без зарплаты.

Однако ни о какой дискуссии в студии в нормальном смысле речь идти не могла. Плетение словесных узоров, подмена понятий, порой откровенно вызывающие реплики в духе «Вы что, отдыхать хотите?», бравурный оптимизм («Есть время поменять профессию, опыт ничто не заменит, труд означает счастье») — и явное лукавство выступавших от имени заботливого государства ректора Российского государственного социального университета Натальи Починок, заместителя министра труда и социальной защиты Андрея Пудова, депутатов Геннадия Онищенко и Дмитрия Морозова.

В качестве же счастливых возрастных энтузиастов труда Малахов представил в основном людей так называемых творческих профессий, которые своим ненормально сияющим видом и блаженными речами напоминали какие-то ходячие «потемкинские деревни».

Например, художницы Жостова чересчур эмоционально уверяли, что у них «мыслей даже нет» о какой-то там пенсии. Вспомнили также о братской Белоруссии, где еще с прошлого года ввели плавное повышение пенсионного возраста, — один из участников ансамбля «Сябры» поведал, что работа ему приносит ни с чем не сравнимую радость и он не может дождаться утра, чтобы всецело ей отдаться. А исполнительница романсов и народных песен Татьяна Черняева заявила, что лучшее средство от старости — это улыбаться, ходить в тренажерный зал и любить людей. Честно говоря, выполнять последний пункт после таких программ становится особенно сложно…

Самой интересной тенденцией в посылах всех этих передач — и развязного «Прямого эфира», и якобы сдержанных и объективных новостных программ, — стало представление об отдыхе как о чем-то априори плохом. Мало того, что желание отдыхать аморально, оно еще и опасно для вашего здоровья! Увянете в четырех стенах или пуститесь во все тяжкие. Только труд делает жизнь насыщенной, даже если вы трудитесь от безысходности. Зато не будете прожигать лучшие годы на скамейке, играя в домино или делясь сплетнями. И лекарства, в которых после 50 лет нуждается практически каждый человек в нашей стране, не нужно будет покупать. Да и не на что…

Людмила Семенова