Posted 18 июля 2018,, 13:10

Published 18 июля 2018,, 13:10

Modified 31 января, 20:10

Updated 31 января, 20:10

Не ходите, дети, по Сети гулять

18 июля 2018, 13:10
Людмила Семенова
Российское ТВ решило в стиле кровавого киберпанка рассказать об угрозах, исходящих от виртуального мира.

Сериал «Sпарта», показ которого завершается на этой неделе, выглядит данью конспирологии и современным веяниям. Хотя он был задуман и снят несколько лет назад, на экраны его выпустили в очень подходящий момент. И дело не только в популярности компьютерных игр и виртуальной жизни, но и в том, что этот параллельный мир стал удобной мишенью для тех, кто вечно занят поисками внешних врагов.

Стилистика проекта режиссера Егора Баранова и продюсера Александра Цекало нетипична для отечественного кинематографа: эстетика жанра нуар, некая потерянность во временном пространстве, странные герои, сосредоточенность на психологии, а не на погонях и борьбе «добра» со «злом». Главный герой (его играет Артем Ткаченко), ведущий расследование загадочного суицида, выглядит усталым, разбитым и обиженным мизантропом. Романтические линии отсутствуют — вместо них конфликты и тяжелые воспоминания о прошлом. А учащиеся школы, где разворачиваются основные события, явно предпочитают жизнь «по ту сторону экрана» — постичь их мысли и мотивы «в реале» крайне сложно. Поэтому до финальных серий зритель может лишь гадать, в чем сущность и притягательность этой игры, и что скрывает необычный старшеклассник, которого играет любимец режиссера Александр Петров.

Создатели сериала явно стремились быть ближе к киберпанку — антиутопическому жанру, которому присущи готические и декадентские черты, атмосфера страха, отчаяния, упадка. Благодаря приглушенной цветовой палитре (как в пейзажах Санкт-Петербурга, так в костюмах и лицах), неторопливости событий, монотонности диалогов, скупым эмоциям, обилию мрачной натуры (вроде строек, дворов и типовых зданий) создается ощущение тревожности и непредсказуемости. В заурядном дворе-колодце, в шкафчике обычной школьной раздевалки и в поведении давно знакомого тебе человека могут таиться неведомые опасности — фабула «Sпарты» основана именно на этом балансе повседневности и странности.

Тем, кто отвечал за визуальную составляющую, удалось достичь необычного эффекта напряженности за счет полумрака, неоновой подсветки, тусклых фонов, присущих казенной, нежилой и неживой обстановке. Возможно, это намек на то, что молодое поколение — основные герои этой истории — предпочитает виртуальную жизнь реальной. Поэтому так заметны контрасты между повседневностью и игровым миром, раскрашенным такими же неестественными и холодными, но при этом ядовито-яркими красками.

Правда, истинным ценителям компьютерных игр «Sпарта» вряд ли пришлась бы по вкусу — ее графические и сценарные качества далеки от идеалов современной игровой индустрии. Однако авторы сериала называют такой подход продуманным. Кроме того, акцент делается на скрытый смысл загадочного повального увлечения школьников: главной движущей силой в игре является насильственная смерть, а игроки все больше срастаются со своими персонажами.

Возможно, речь идет о некой сверхсекретной операции по достижению контроля над сознанием подрастающей молодежи — ведь «Sпарта» была включена в школьную программу. И в таком случае, вероятно, обычная петербургская школа — полигон для испытаний психического оружия, а педагогический состав — соучастники этого эксперимента? Ответы мы получаем далеко не сразу. Однако памятуя о том, что в России принято демонизировать виртуальный мир, многие решат, что это — очередной проект-назидание, вроде нашумевшего в плохом смысле фильма-слэшера «Дизлайк».

Почему-то те, кто рулит у нас культурой, образованием и «делами молодежи», любят связывать увлечение компьютерами и гаджетами с расцветом различных пороков. Если в «стрелялке» легко убить врага (или просто попавшего под горячую руку персонажа) и уйти от наказания, то фанат подобных игр непременно решит, что в жизни убивать так же «клево» и безопасно. Если в социальных сетях мы одним щелчком добавляем кого-то в «друзья» и так же из них удаляем, то в реальности вот-вот разучимся ценить дружеские связи и чужие чувства. Если мобильные приложения позволяют запросто пригласить кого-то на свидание, то и подход к дальнейшему развитию отношений окажется легкомысленным...

Параллельно можно заметить и обратные рассуждения, когда корни преступлений, конфликтов, травли и самоубийств начинают искать в «интернетах». Там же ищут и причины недовольства молодежи государственной политикой, и происки международных террористов, как было с приложением Telegram. В таком ключе виртуальное оружие, созданное некими врагами России с целью ее дестабилизации и развала, вполне может быть ядром мрачного комикса без героев и злодеев, зато с большой долей многозначительности и символизма.

На этом фоне следует вспомнить, что сама игровая индустрия в нашей стране сейчас находится на довольно низком уровне и уж точно не может конкурировать с западными образцами на международном рынке. Официальная госкультура отказывается видеть в киберпространстве не какой-то страшный и неведомый мир, а универсальную площадку, объединяющую страны, умы, творческие идеи и инвестиции. Дефицит достижений в сфере, которая завоевала популярность по всему миру, мы считаем частью нашего «особого пути», а успехи соотечественников, которые получают награды на соревнованиях IT и в киберспорте, не желаем замечать.

На самом деле компьютеры — не порталы в ад, интернет — не оружие массового поражения, и сообщества «ВКонтакте» — не тоталитарные секты. Молодежь прекрасно это знает, и вряд ли серьезно отнесется к идее «Sпарта». Но зрелые люди, посмотрев сериал, наверняка еще крепче убедятся в насаженных пропагандой жутких теориях.

Людмила Семенова