Черные дыры «Дома-2»

Жизнь в телевизионной вселенной затягивает молодых людей, и они теряют связь с реальностью. Нередко это заканчивается трагически.


© СС0 Public Domain

«Дом-2», закрытия которого на протяжении многих лет добивались противники оболванивания населения и борцы за нравственность, переезжает на новую площадку. Участники шоу продолжат «строить любовь» — и вызывать споры о причинах долговечности этого скандального проекта.

Честно говоря, масштабность его аудитории вызывает большие сомнения. Но даже телезрители, не являющиеся фанатами «Дома-2», вынуждены сталкиваться с этой параллельной вселенной. Бывшие, а порой и действующие «домочадцы» становятся завсегдатаями других развлекательных передач, делают головокружительную карьеру в музыке и бизнесе, снимаются в кино, ведут блоги, дефилируют на ковровых дорожках различных светских мероприятий и даже занимаются политикой. А против любой критики в адрес их творчества и личных качеств используют бронебойный аргумент про ум и бедность…

Сейчас уже мало кто вспомнит о том, что изначально шоу появилось на канале ТНТ в 2003 году и называлось просто «Дом» — его строили для супружеской пары. Формат был позаимствован у британского телевидения Валерием Комиссаровым, который прежде вел передачу «Моя семья». Судьба участников телестройки под руководством Дмитрия Нагиева, Светланы Хоркиной и Николая Баскова, продлившейся всего несколько месяцев, широкой публике неизвестна.

Зато молодежь, пришедшая уже на «Дом-2», использовала проект для собственной «раскрутки» по полной. А само шоу из соревнования трансформировалось в жуткий и нелепый социальный эксперимент, вполне соответствующий духу в эпохи потребления. Зачем строить дом, если есть возможность беззаботно жить в готовых столичных квартирах или даже на заграничных виллах? Зачем учиться и развиваться, если можно просто день изо дня разыгрывать спектакль с развратом и драками? Тем более что это позволяет содержать не только себя, но и родившихся в рамках проекта детей, и даже родителей, которых многие участники привлекают к имитации семейных отношений. Зачем, наконец, быть самим собой, когда образы «Рапунцелей» или «Майами» продаются гораздо лучше?

Если «Дом» был вполне взрослым проектом, рассчитанным на соответствующую аудиторию, то «Дом-2» — это калька с поведения ребенка, страшно избалованного, но не столько из-за любви, сколько из-за того, что «родителю» хотелось инвестировать шальной капитал в роскошную «упаковку» для чада и выставить его на витрину семейного благополучия.

Однако прошло уже 14 лет, на протяжении которых деньги растратились, связи оборвались, перспективы стали туманными и потребительская лихорадка пошла на спад. А «Дом-2», зеркало и апофеоз эпохи нулевых, продолжает жить по прежним законам, не желая ни меняться, ни уходить. Словно ребенок созрел физиологически и превратился в молодую особу, которая хочет, чтобы ее продолжали опекать, не интересуется ничем, кроме ухоженности своей мордашки, и искренне уверена, что ее предназначение — получать удовольствие от жизни. Не случайно самые яркие «звезды» этой программы — Бузова, Бородина, Водонаева, Боня — девушки.

На российском телевидении были и другие социальные эксперименты над молодым поколением: «За стеклом», «Фабрика звезд», «Последний герой», «Каникулы в Мексике», «Спокойной ночи, мужики!» и ряд других, гораздо менее известных, большинство которых продержались в эфире несколько месяцев и были забыты. Почему «Дом-2» не повторил их судьбу, почему эта вселенная продолжает жить и процветать, затягивая в свои черные дыры все больше людей, — понять крайне сложно. Как будто ее создатели выиграли в какой-то дьявольской лотерее…

А между тем это шоу отличается еще и внушительным списком участников с незавидной судьбой — убитых, погибших в ДТП, покончивших с собой, отравившихся алкоголем или запрещенными веществами, осужденных за кражи, мошенничество и торговлю наркотиками молодых людей. Некоторые психологи склоняются к мысли, что растительное существование в стенах «Дома-2» способно лишить навыков адаптации и выживания в реальном мире. А выходцам из проекта, все же сумевшим шикарно устроиться на телевидении или благодаря удачному замужеству, просто повезло.

В прессе частенько любят вспоминать о «проклятых» произведениях, которые якобы негативно влияют на судьбы тех, кто решается с ними работать в кино или театре. Больше всего достается «Мастеру и Маргарите» — сериал Владимира Бортко (другие экранизации почему-то в расчет не берут) регулярно обвиняют в смертях актеров от старости и/или болезней, за редким исключением. Но настоящее проклятие всегда имеет не мистический смысл, а вполне приземленный, завязанный на житейских пороках и обычной глупости. Проклятие «Дома-2» в том, что его участники играют не прописанные в сценарии роли, а свою единственную жизнь. И несчастья, которые случаются с ними в реальности, вполне вписываются в рамки чужой циничной игры.

Людмила Семенова