Posted 20 августа 2018,, 14:24

Published 20 августа 2018,, 14:24

Modified 31 января, 20:30

Updated 31 января, 20:30

Украинское Закарпатье под венгерским контролем

20 августа 2018, 14:24
Алла Ярошинская
В Киеве до сих пор ждут «приемлемых объяснений» после назначения Будапештом уполномоченного по развитию одного из регионов Незалежной.

В начале августа случилось знаковое событие в отношениях между Венгрией и Украиной: Будапешт открыл в своем правительстве новую должность под названием «Уполномоченный министра по вопросам развития Закарпатья и программы развития дошкольных учебных заведений Карпатского бассейна». В документе о назначении на эту должность эксперта по Украине Иштвана Грежи дополнительно прописано, что речь идет только развитии Закарпатской области, а не всего этого региона. В переводе на повседневный это означает, что Венгрия собирается управлять по своему усмотрению частью суверенной территории Украины. При этом никаких переговоров или согласований Будапешт с Киевом не проводил.

В последние несколько лет действия Венгрии в отношении Украины напоминают русскую сказку о том, как лиса сначала положила на салазки одну лапку, потом вторую, а потом и вся на них уселась. Еще несколько лет назад в правительстве Виктора Орбана была учреждена должность под названием «Уполномоченный (комиссар) правительства Венгрии по вопросам сотрудничества Сабольч-Сатмар-Берегского района и Закарпатья». Ее и занимал Иштван Грежи. Теперь же речь идет уже не о сотрудничестве, а украинское Закарпатье прямо называется сферой управления со стороны Будапешта.

И это вовсе не первая такая попытка положить «лапки» на территорию независимого государства. Чем больше сама Украины украинизируется, как бы странно это ни звучало, тем сильнее желание венгерского меньшинства сопротивляться этому. Ясно, не без неофициальной поддержки официального Будапешта. Планы, судя по взаимной и отнюдь не дипломатической пикировке между министрами иностранных дел двух стран, у венгров далеко идущие. Программа-минимум — добиться (для начала) венгерской автономии. А для этого, в частности, — восстановить Притисянский избирательный округ, куда входят Береговский и Виноградовский районы. Именно здесь, вдоль реки Тисы, живет большинство украинских венгров, которые включительно до 1998 г. выбирали своего депутата в Верховную раду. Потом округ ликвидировали, изменив закон. Восстановить его обещали еще Ющенко, а затем — Порошенко, будучи в роли кандидатов в президенты. Даже политические соглашения с венгерскими организациями подписывали. Но потом — «забыли». Обманули.

Напомню, в Закарпатье сегодня компактно проживают 150 тысяч этнических венгров. При СССР эта цифра была вдвое больше — многие после распада Союза выехали на историческую родину. И сегодня Венгрия изо всех сил пытается остановить этот поток, застолбить «коврижками» «свою» территорию. Поэтому еще один путь к готовности отнять этот кусок Украины — массовая венгерская паспортизация: по данным местных СМИ, уже не менее ста тысяч соотечественников получили венгерское гражданство. Однако Будапешту куда как выгоднее удерживать своих соплеменников на Украине из-за своего политического интереса.

Низы активно поддерживают такую государственную политику — особенно это касается местных венгерских патриотических движений. (На всякого «бандеровца» здесь найдется свой националист.) Время от времени здесь происходят митинги оппозиционной праворадикальной партии «Йоббик», на которых активисты и сочувствующие демонстрируют готовность выступить, по словам посла Украины в Венгрии Любови Непоп, за «самоопределение Закарпатья и за свободу русинских, польских, болгарских, румынских, армянских национальных общин, которые проживают на территории нынешней Украины». Симптоматично, что зачастую антиукраинские митинги с требованиями о расчленении, по сути, соседней страны получают одобрение венгерских властей.

Активист партии Тамаш Гауди-Надь еще почти два года назад в комментарии телеканалу NewsOne отметил, что «все инициативы Украины будут блокироваться Венгрией, так как Венгрия имеет право вето, и оно будет применено в отношении Украины». Еще раньше, выступая на заседании ПАСЕ, он заявил, что «закарпатские венгры должны воссоединиться с Венгрией».

Удобной причиной для столь радикальных высказываний стал принятый Верховной радой почти два года назад закон об образовании, который предписывает поэтапно ввести преподавание в школах исключительно на украинском языке. В частности, с 2018 года отменяется ведение предметов на языках национальных меньшинств с пятого класса. С 2020-го такое обучение будет ликвидировано и в младших классах. Как ни крути, а получается, что этим правовым актом фактически вводится запрет на преподавание на любом языке, кроме украинского. Власти Венгрии не устают повторять, что новый образовательный закон Украины — это нож в спину Будапешта, и обещают Киеву всяческие международные неприятности, если он не отменит его. И надо сказать, слово свое сдерживают. Известно, что Будапешт в этом году не один раз успешно блокировал саммиты Украина-НАТО, пользуясь своим правом вето.

Наверняка в коллизиях с образовательным законом есть свои обоснованные резоны. Однако дальнейшая эскалация конфликта с Киевом — назначение венгерского «гауляйтера» по украинскому Закарпатью — еще больше убеждают, что этот закон — всего лишь удобный повод (прикрытие) для далеко идущих планов Будапешта: пересмотра послевоенных границ с соседней страной. К слову, не только патриоты Венгрии спят и видят, как отваливается кусок Украины, принадлежавший до предвоенного времени Венгрии, — подобные настроения у части общества и в Румынии и Польше. (Так же, как украинские националисты, например, бывший лидер запрещенного в России «Правого сектора» Дмитрий Ярош, не устают повторять, что вот-вот начнут наступление на российские Воронеж и Кубань.)

Генерал-лейтенант службы внешней разведки в отставке Василий Богдан в интервью изданию «Апостроф» заявляет прямо: «Есть исторические события, которые не дают покоя определенным имперским национал-шовинистическим элементам. Они мечтают о том, чтобы вернуть полякам Волынь, венграм — Закарпатье, румынам — Бессарабию (…) Официальный Будапешт ввел должность министра по вопросам закарпатского региона, который будет заниматься вопросами развития Закарпатья, даже детских садов! Во-первых, это вмешательство во внутренние дела государства, во-вторых — посягательство на суверенитет и территориальную целостность, а в-третьих — латентная, скрытая оккупация нашей территории!»

Несмотря на то, что со времени учреждения новой должности венгерского смотрящего за украинским Закарпатьем и назначения на нее «украиноведа» Иштвана Грежи прошло более двух недель, Украина пока ограничилась хотя и резким, но, так сказать, общим возмущением ее МИДа: «Венгерскому дипломату была вручена нота с требованием дать официальные разъяснения в связи с решением правительства Венгрии создать должность уполномоченного министра, ответственного за развитие Закарпатской области и программы развития детских садов Карпатского бассейна, поскольку к сфере компетенции уполномоченного отнесена часть суверенной территории Украины». И, как припугнул заместитель главы МИД Василий Боднар, «если не будет реакции, на которую мы рассчитываем, если не будет исчерпывающего разъяснения и изменения названия должности, Украина будет вынуждена реагировать жестко, не исключая вероятности запрета на въезд (уполномоченному)».

Однако для Будапешта эта нота пока как мертвому припарка. Будапешт, похоже, пропустил ее мимо ушей. Если, конечно, не считать реакцией немедленный приезд вновь назначенного Иштвана Грежи на Закарпатье. Как сообщают украинские СМИ, новоиспеченный уполномоченный примирительно заявил: «Мы никогда не ставили целью стремление к сепаратизму. Наша цель — чтобы самая западная область Украины стала мостом в Европейский союз (для всей Украины. — А.Я.)». Так цитируют добрые намерения венгерского правительства на его же сайте. Выходит, Киев просто не смог оценить добрососедскую помощь в продвижении к заветной цели.

Нервничая в ожидании ответа от венгерской стороны, украинский МИД пытается «додавливать» ее. На днях в комментарии киевской «Европейской правде» представитель МИДа Василий Боднар заявил: «Вмешательство соседнего государства в наши внутренние дела — вещь неприемлемая. Мы будем принимать все возможные меры дипломатического воздействия. Но сначала мы ждем реакции венгерской стороны, приемлемых объяснений и изменений». Но, похоже, разговор Киева и Будапешта все больше смахивает на диалог глухонемых. А Кремль потирает руки.

Алла Ярошинская