Posted 26 августа 2018,, 06:50

Published 26 августа 2018,, 06:50

Modified 31 января, 20:33

Updated 31 января, 20:33

Не едим, а только смотрим

26 августа 2018, 06:50
Людмила Семенова
Кулинарное шоу, в котором готовятся изысканные блюда из дорогих продуктов, — это издевательство над современным российским зрителем.

Помимо множества передач-однодневок, которые не успевают запомниться зрителю, на российском телевидении есть несколько проектов-долгожителей. По некоторым из них можно проследить, как изменилась жизнь нашего общества за много лет, а другие, напротив, застряли в прошлом.

Пример таких «консервов» — проект Юлии Высоцкой «Едим дома!», который выходит на канале НТВ с 2003 года. Вообще, бизнес супруги Андрея Кончаловского не стоит на месте. «Едим дома!» — это брэнд, включающий уже не только телепередачу, но и сайт с рецептами, YouTube канал, книги, журнал, рестораны. Однако эстетика и философия этого брэнда остается неизменной: он демонстрирует нам «вкусную жизнь», доступную сегодня лишь немногим россиянам.

В начале 2000-х годов, которые теперь называют «жирными» или «тучными», разница доходов «звезд» и их поклонников тоже, разумеется, была приличной. Но не до такой степени, чтобы казалось, будто мы обитаем на разных планетах. Тогда гораздо больше людей могли позволить себе покупать модные гаджеты, встречаться с друзьями в кофейнях, лечить шопингом стресс и избавляться от хандры при помощи шоколадных обертываний. А кроме того — не смотреть на ценники и не бояться брать кредиты.

Разница между простыми смертными и буржуазией нового времени в том, что первым крепко досталось от экономического кризиса 2008 года и катаклизмов последних четырех лет, связанных с ухудшением положения России в мире. Те же, кто до этого преуспевал, остались на плаву и в новых условиях, а некоторые даже попытались извлечь из них выгоду.

Например, Андрей Кончаловский и Никита Михалков в 2015 году попросили у правительства около 1 миллиарда рублей «на создание национальной сети общественного питания в форме кафе-кулинарий под брэндом „Едим дома!“ — в качестве альтернативы западным сетям фастфуда и с целью импортозамещения». Окончательная судьба этого амбициозного проекта неизвестна. Но уже полученный горький экономический опыт заставляет воспринимать слова про «альтернативу Западу» со скепсисом.

Что же касается успехов Высоцкой как телеведущей, то «Едим дома!» изначально был вполне симпатичным проектом — этакий теледневник с зарисовками из жизни обеспеченной домохозяйки. Нарядная и вместе с тем уютная обстановка, легкий налет китча, порожденного спокойными и сытыми годами, множество кулинарных деталей — неплохие ингредиенты для выходного телевизионного дня. И поскольку большая часть аудитории этого шоу прежде относилась спокойно к ценам на продукты и вполне могла себя чем-нибудь побаловать, то термины «песто», «перлотто», «феттучине», «аффогато», как и элементы средиземноморского антуража, казались пикантными и милыми.

Но по мере того, как росли ценники в магазинах, увеличивалась разница между реальным и «инстаграмным» меню обычной семьи, а скидки и акции в гипермаркетах становились актуальны не только для малообеспеченных граждан, «Едим дома!» начала выглядеть просто насмешкой над зрителями. Да, можно купить готовую замороженную смесь, которая тоже называется «ризотто с цыпленком» или «феттуччине с морепродуктами», но люди понимают, что, переплачивая за красивое название, вовсе не приближаются к сладкой жизни.

Разумеется, можно принять во внимание, что «высокая кухня» — своего рода искусство, которое имеет мало общего с повседневным приемом пищи. Блюда из меню ресторанов Высоцкой, как и других фешенебельных заведений, предназначены скорее для любования, чем для насыщения. Но в то же время в передаче Высоцкой делается акцент на семейной обстановке и домашней стряпне — то есть предполагается, что зритель сможет все это повторить у себя на кухне. 15 лет назад подобный подход был вполне обоснован. А теперь концепция брэнда выглядит как попытка усидеть на двух стульях — привлечь состоятельную публику как потенциального клиента и развлечь тех, кто довольствуется картинкой.

Кулинарная ниша на телевидении никогда не пустует, хотя провальных экспериментов или просто изживших себя проектов российский зритель повидал немало — от долговечного «Кулинарного поединка» на НТВ, где упор делался на разговоры и шутки, а не на еду, до быстро угасшей программы «Счастье есть!», где пытались развить тему качественного питания при скромном бюджете.

А вот «Едим дома!» до сих пор держится в эфире. Это шоу не годится ни для пополнения домашней «копилки рецептов», ни для изучения кухонь мира, ни даже для развлечения в качестве «театра одного актера». Скорее всего, главной функцией передачи сейчас является реклама — не только ресторанного бизнеса самой Юлии, но и разнообразных торговых марок. Брэнд Высоцкой, видимо, процветает — и в этом нет ничего плохого.

Но в пору экономических потрясений телеконтент для «избранных» все больше вгоняет зрителя в тоску, напоминая о том, что привилегированный класс делить трудности с народом не намерен. Поэтому, скорее всего, рейтинги передачи будут падать.

Людмила Семенова