Posted 20 октября 2018,, 08:40

Published 20 октября 2018,, 08:40

Modified 31 января, 21:06

Updated 31 января, 21:06

Не смотрел, но запрещаю!

20 октября 2018, 08:40
Людмила Семенова
Попытки властей оградить россиян от «неправильного» кинематографа — лишь отвлекающий маневр.

Российская публика уже третий раз за относительно короткий срок наблюдает информационный взрыв и скандал вокруг фильма, который еще никто даже не видел. Волей-неволей создателей таких картин вскоре можно будет заподозрить в тайном сотрудничестве с той ветвью власти, которая отвечает за пропаганду и отвлечение внимания общественности от действительно важных вещей. Или в намеренных провокациях, направленных на очернение всего, что хоть немного противоречит официальным догмам.

Кроме того, эти скандалы обнажили еще одну любопытную черту нашего государства. Обычно его представители проявляют дикое неведение и безразличие к мнению народа (яркий тому пример — специалист по макарошкам министр Соколова), но в нужный момент спешат заявить о солидарности большинства людей с их точкой зрения, как стервятники слетаясь на подходящие инфоповоды.

Первой — и самой резонансной — подобной историей в сфере культуры стал фильм «Матильда» Алексея Учителя. Различные организации, вроде «Царского креста» и «Сорок сороков», а также одиозный депутат Наталья Поклонская уверенно приписали свои взгляды всему обществу — якобы каждый вменяемый россиянин пребывает в праведном гневе от хулы на последнего русского императора, руководствуясь принципом «не читал, но осуждаю».

Однако вряд ли наш мирный и инертный народ реально поддерживал инициативу жечь кинотеатры и считал, что дела давно минувших дней стоят подобных грязных распрей и оскорблений. А по-другому высказывания многих представителей той самой общественности, которой вроде бы предписано миролюбие и умение прощать, назвать нельзя. Тем более что ВЦИОМ представил совсем иные данные, согласно которым сторонники запрета фильма были в меньшинстве.

Но, конечно, когда «Матильда» провалилась в прокате, Поклонская и ее последователи тут же записали это себе в заслуги — якобы народ руководствовался их поучениями, а не собственным художественным вкусом. Почитать рецензии им было явно недосуг и неинтересно.

С зарубежным фильмом «Смерть Сталина» режиссера Армандо Иануччи все еще более неоднозначно.

С одной стороны, среди нашей аудитории картина снискала куда больше одобрения, чем «Матильда». Люди отметили, что фильм, быть может, и далек от реальности, но клевета и жанр альтернативной истории в кино — разные вещи. Однако современная российская власть очень остро реагирует на любые шутки в свой адрес. Многочисленная западная «клюква» прошлых лет — про черные воронки, алые стяги, пьянчуг-космонавтов и сумасшедших боксеров — воспринималась хоть и без теплоты, но куда более спокойно. А в фильме Иануччи есть намек на сегодняшний день — и чиновники, отвечающие за культуру, тут же обвинили режиссера в посягательстве на святое. Опять забыв спросить у публики, что она по этому поводу думает, и наплевав на развенчание культа личности Сталина — хотя это как раз вполне исторический факт.

С другой стороны, сама возможность посмотреть фильм в обход запретов показывает, что власть тщетно рассчитывает если не на солидарность, то хотя бы на послушание аудитории.

И вот, как только предыдущие две истории подзабылись, в информационном мраке полыхнула кометой новость о готовящемся фильме «Праздник», который, по слухам, является «черной комедией» о блокаде Ленинграда. Его уже успели кое-где окрестить «Матильдой-2». Режиссер этой картины Алексей Красовский, известный по фильму «Коллектор» и неплохому сериалу «Метод Фрейда», заявил, что смеяться можно над всем, в том числе и над смертью. Это довольно спорное мнение.

Конечно, юмор порой является защитной реакцией, помогающей не сойти с ума и не потерять себя в условиях экстремального стресса. Даже в годы войны всегда находилось место шутке. Но для многих людей запретные для юмора и иронии темы все же существуют. И это, безусловно, нужно учитывать, чтобы не причинить кому-то реальную боль. Вот только проблема в том, что многие, кто сейчас клеймит таинственную комедию, на самом деле равнодушны к ленинградской трагедии и лишь хотят попиариться за счет поднявшейся бури в трясине светской хроники.

Рассуждать о фильме, который еще не вышел на экраны, странно. Однако по многочисленным гневным отповедям в популярных изданиях можно подумать, что в нем демонстрируется поедание человечины, а не курицы. Противники показа вспомнили обо всех пересудах вокруг блокады, возникших в 90-е годы, об ужасах из «Блокадной книги» Даниила Гранина, о хрестоматийных «ромовых бабах для Жданова», об опросе на канале «Дождь» и еще много о чем, «очерняющем» трагическую тему.

Но как можно очернить то, что само по себе является беспросветно черной, траурной страницей в истории города и народа? Там не было ничего светлого и лирического, это кошмарная гуманитарная катастрофа — из тех, которые заставляют людей проявлять как благородство и героизм, так и самые низменные инстинкты. Мародерство, коррупция, блат, убийства, драка за кусок хлеба — всего этого не могло не быть в условиях голода, сметающего любые моральные установки.

Мы не знаем, раскрывает ли фильм Красовского эту проблему, или автор действительно просто решил грубо и неуместно поерничать. И если нападки тех, кто выдает себя за «голос народа», приведут к желаемому результату, нам не удастся это узнать. Если же фильм выйдет в прокат и зрители сочтут его недостойным, они смогут наказать создателей картины рублем — и отучить таким образом браться за слишком хрупкие для них темы.

Главное, чтобы у россиян была возможность поступать как взрослые адекватные люди, а не как бестолковые дети, которых нужно направлять по «хорошему» пути и любыми способами ограждать от «плохого». И которые имеют лишь одно право — слушаться. А критикам, которые всерьез считают, что страна может развалиться, если народ их увидит «неправильное» кино, стоило бы подумать — в фильмах ли тут дело.

Но пока эти якобы пекущиеся о судьбах Родины деятели — по собственной инициативе или по указу сверху — продолжают ковать цепь надуманных скандалов. И в их тени остаются как по-настоящему плохие и аморальные фильмы, беспрепятственно проникающие на широкий экран, так и все более мрачная реальность.

Людмила Семенова