Posted 26 октября 2018,, 13:15

Published 26 октября 2018,, 13:15

Modified 30 марта, 18:21

Updated 30 марта, 18:21

Нарастающая убыль

26 октября 2018, 13:15
Александр Желенин
Ситуация в России такова, что люди сильнее болеют, чаще умирают и откладывают рождение детей на благополучные времена.

В России вновь падает численность населения. Причем нынешние темпы этого процесса напоминают самые худшие времена новейшей российской истории. На тот уровень естественной убыли, которая была, например, в конце 1990-х и начале 2000-х годов (более 900 тысяч человек в год), в 2018-м мы, пока еще не выйдем, но если ничего не изменится, то к масштабам депопуляции девяностых годов мы вернемся уже через несколько лет.

Оперативные данные Росстата таковы: за восемь месяцев текущего года в РФ естественная убыль населения составила 169,1 тысячи человек. Сравним эти цифры с аналогичными годом ранее. За восемь месяцев 2017-го убыль составила 104,5 тысячи человек. То есть, за год темпы сокращения численности населения увеличились в полтора с лишним раза.

Если учесть, что за весь 2017 убыль населения составила 135,8 тысяч человек, то не сложно спрогнозировать, что в 2018-м, даже если скорость сокращения народонаселения останется на прошлогоднем уровне (а она, как было отмечено, напротив, выросла больше чем в полтора раза), общая убыль населения за год составит примерно 200 тысяч человек.

Напомню, что такой демографический показатель, как «естественная убыль (прирост)» получают за счет разницы в числе родившихся и умерших. Если количество смертей в стране преобладает над количеством рождений, речь идет об убыли. И наоборот, —родилось больше, чем умерло, значит в стране имеет место естественный прирост.

В течение трех лет — в 2013, 2014 и 2015 в России впервые за предыдущие двадцать лет фиксировался небольшой (от 24 тысяч до 32 тысяч человек в год) прирост населения. Если верить данным отечественной статистики, получался этот прирост как за счет определенного подъема рождаемости (по сравнению с серединой 2000-х она увеличилась примерно на 400 тыс. младенцев в год), так и за счет небольшого снижения показателей смертности. По сравнению с той же серединой 2000-х смертность в стране также уменьшилась примерно на 400-500 тысяч, составив в 2017 году 1,826 млн человек.

Уже приходилось отмечать, что это был лучший момент за весь постсоветский период, однако и он был хуже самого плохого года в послевоенной истории Российской Федерации 1991-го. Тогда в РСФСР умерло 1,69 млн человек.

Тем не менее, в прошлых публикациях на темы демографии уже приходилось отмечать, что относительный успех, достигнутый в сокращении смертности к 2017 году, вызывает определенные сомнения, поскольку никаких объективных причин для него не было. Российское здравоохранение продолжало медленно, но верно деградировать, реальный уровень жизни населения с 2014 года также сокращался. В России не перестали меньше пить и курить, и, соответственно, меньше болеть сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями (основные причины смертности людей трудоспособного возраста в РФ).

Именно поэтому и ставились под сомнение относительно оптимистичные рапорты о падении смертности. И вот, восемь месяцев 2018 года расставили все по своим местам. Смертность в России даже по официальной статистике вновь пошла в рост. По сравнению с данными за январь—август 2017 года она увеличилась на 11 тысяч случаев. Рождаемость за тот же период, напротив уменьшилась на 53,5 тысяч младенцев.

Как уже отмечалось, с 2016 года в России вновь началась убыль населения. Небольшой прирост 2013—2015 годов можно попытаться объяснить психологической атмосферой этого времени, в частности, эйфорией от присоединения Крыма и сопутствующим ростом потребительского кредитования. Однако подтверждается сделанный ранее прогноз, что этот ажиотаж ненадолго. При этом нынешний рост цен, вызванный нефтяным кризисом, санкциями и увеличением военных расходов почему-то никто не спешит компенсировать индексацией зарплаты. Естественно, что в такой ситуации люди больше болеют, чаще умирают и откладывают рождение детей на более благополучные времена.

Вдобавок ко всему в России сокращается и такой источник пополнения человеческих ресурсов, как миграционный прирост, который также снижается уже не первый год. Отчасти в силу «мудрой» и, конечно же, чрезвычайно патриотичной политики «партии и правительства», которые с 2013 года начали мощную кампанию массовых депортаций трудовых мигрантов из России.

Однако миграционный поток уменьшается и по объективным причинам — Российская Федерация становится все менее привлекательной во всех отношениях страной для многих наших бывших соотечественников из стран СНГ, дающих более 90% всей трудовой миграции в России. Тюркоязычные узбеки, казахи, киргизы все больше разворачиваются в сторону Турции, таджики — в сторону близкого им этнически Ирана.

В целом миграционный прирост за январь—август этого года дал России только 84 тысяч человек — это почти вдвое меньше, чем за тот же период 2016 года, когда он и так был уже на весьма низком по сравнению с прошлыми годами уровне (175 тысяч человек). Иными словами, еще пара лет столь «успешной» внешней и внутренней политики, и Россия вновь будет вымирать темпами в сотни тысяч человек в год.

Александр Желенин