Posted 14 ноября 2018,, 11:00

Published 14 ноября 2018,, 11:00

Modified 31 января, 21:20

Updated 31 января, 21:20

Валидатор воровства, электросчетчик протеста

14 ноября 2018, 11:00
Виктория Волошина
«Развод лохов» давно стал нормальным для России способом обогащения, причем на всех уровнях.

Знакомый рассказал о подслушанном в трамвае разговоре техников, обслуживающих валидаторы. Судя по всему, профессионал делился секретами мастерства со стажером. Оказывается, часто у последней двери общественного транспорта специально ставят неисправный прибор, который не показывает на дисплее, что оплата произведена, но при этом поездку списывает. Очень высокоэффективный валидатор, потому что человек сначала несколько раз прикладывает к нему проездной и только потом, плюнув, идет оплачивать проезд к другому прибору. Чинить такой валидатор не надо, поучал стажера опытный техник — таким образом перевозчик компенсирует убытки от проезда зайцев на маршруте.

Какая изящная формулировка: компенсирует убытки. Хотя по факту перевозчик просто сознательно грабит честных пассажиров, оправдывая себя тем, что его грабят «зайцы». И еще неизвестно, кто кого тут грабит больше.

«Компенсируют убытки» и мобильные операторы. Из года в год растет число жалоб клиентов на то, что им подключают услуги, которых они не заказывали. Вспомнить ту же нашумевшую историю с дачными воротами, «подписавшимися» на платные сервисы одного из операторов большой тройки. Ворота выбрали «автоновости», «полезные советы» и «hi-tech новости». Это еще приличные ворота оказались. У кого-то, пишут в соцсетях, гараж с GSM-реле к порноканалу подключился. А у меня на даче модем «самостоятельно» подписался на платные кинофильмы. Я узнала об этом случайно, когда мне отрубили интернет за «неуплату» и пришлось выяснять, куда пропали деньги со счета.

По той же схеме, судя по всему, строится и бизнес частных компаний, которые обслуживают дорожные камеры видеофиксации. Даже если водитель ничего не нарушал, ему проще и дешевле заплатить штраф, чем идти выяснять правду и судиться с окологосударственной конторой, получившей часть дорожной сети фактически на кормление.

Как известно, не пойман — не вор. Но я почему-то верю в широко распространенную в народе версию, что руководство фирм, обслуживающих видеокамеры, спускает сотрудникам план по сбору штрафов. Ведь чем больше собранных средств уйдет в госказну, тем больше прибыли получит владелец оборудования, который работает за процент от сборов.

Да и государству, получается, выгодно не столько порядок на дорогах наводить, сколько «стричь» побольше штрафов. А уж правдой или неправдой — дело второе. Кстати, в столице недавно появились камеры нового типа, контролирующие все пространство правого ряда на дорогах. И водители начали пачками получать штрафы за остановку автомобиля в запрещенном месте: по 3000 рублей, между прочим. Опротестовать их еще сложнее, чем за превышение скорости, — попробуй докажи, что ты остановился в пробке, например, а не чтобы кого-то высадить.

И я точно не удивлюсь, если вдруг выяснится, что депутаты, лоббирующие закон об автоматическом списании штрафов до трех тысяч рублей с банковских счетов нарушителей ПДД, каким-то образом связаны с этим все более высокодоходным бизнесом.

Вообще, конечно, интересно было бы посмотреть, как проходят рабочие совещания в приличных с виду конторах, делающих прибыли на «разводе лохов». Как собираются сотрудники в дорогих костюмах, занимают места за большим столом у панорамного окна с видом на городские пейзажи, выкладывают на стол айпады, в которых набросаны идеи по увеличению прибыли и предлагают: «Давайте, Виктор Иванович, установим две видеокамеры вот на этом перекрестке. Я неделю там провел, останавливаться вынужден каждый второй — справа надо машины пропускать. Мы на этой точке за месяц заработаем больше, чем за год на всем проспекте».

Или: «Давайте, Дмитрий Семенович, в новых длинных трамваях наши высокоэффективные валидаторы установим не только в конце состава, но и посредине. Я тут посчитал: можно год закончить с приличным плюсом, еще и на новогодние премии сотрудникам останется».

Или совсем цинично: «Ну что, господа-товарищи-сотрудники, поскребем еще российских лохов? У кого какие идеи по инновационному развитию нашего бизнеса?»

Или, если совещательный стол стоит где-то в Белом доме: «Ну что, НДС мы подняли, пенсионный возраст подняли, тарифы на ЖКХ тоже. Что еще поднимать будем?»

Печаль здесь даже не в том, что честный гражданин и налогоплательщик при таком положении вещей действительно чувствует себя полным лохом, но и в том, что граждане лишний раз убеждаются, что частный бизнес ничем не лучше воровского государства. И что вообще быть честным — глупо и несовременно. И в ответ тоже включает смекалку.

Знаете, какие самые популярные запросы в Рунете? Как обмануть электросчетчик, как обмануть терминал оплаты, как обмануть антиплагиат, как обмануть детектор лжи (это в основном чиновники средней руки интересуются, у нас полиграфом с коррупцией борются) — ну и так далее. На фоне повального государственного и окологосударственного обдиралова подкрутить электросчетчик — чуть ли не доблесть, хоть какой-то протест, пусть и вороватый.

Впрочем, какое государство — такой и протест. Причем протестуют тихой сапой даже самые патриотичные. Недавно вот пришел мастер ставить счетчики на воду. Оказался политически подкованным. Зря, говорит, Путин выпустил Ходорковского — теперь он гадит нам из-за бугра. Но меня больше интересовал вопрос экономии. Спрашиваю: а у вас у самого счетчики стоят? Меньше стали платить? «А я вообще не плачу, — отвечает. — Слава богу, разбираюсь в технике. А то на это государство никаких денег не хватит. Всю страну Ходорковские разворовали…»

Даже не нашлась, что ответить.

Виктория Волошина