Последний бой вернувшихся с войны

Боевые братства возникают в ответ на равнодушие государства, словно забывшего о тех, кто проливал за него кровь.


© Стоп-кадр из сериала «Ненастье»

Телеканал «Россия» и режиссер Сергей Урсуляк напомнили аудитории об одной из самых неудобных для государственной памяти страниц истории — войне в Афганистане. А также о том, как люди, прошедшие этот ад, приспосабливались к мирной жизни в позднем СССР и ранней РФ.

Сериал «Ненастье» снят по одноименному роману Алексея Иванова. Один из его бестселлеров — «Географ глобус пропил» — уже был экранизирован в 2013 году. Мысль о том, чтобы перенести на экран сюжет «Ненастья», пришла к Урсуляку после завершения работы над классикой — сериалами «Жизнь и судьба» и «Тихий Дон». Теперь зритель может рассудить, сравним ли потенциал современной русской прозы с наследием прошлого.

С творческой точки зрения мнения всегда разнятся, но данный проект ценен уже тем, что рассказывает именно о сегодняшнем народе России, без ссылок на его духовно-культурный бэкграунд. И этот народ показан весьма прозаично, но ни в коем случае не унизительно. Тем более что герои сериала живут в реалиях, которые способны уничтожить любые принципы, ориентиры и привязанности.

Сюжет охватывает события афганской войны, путча 1991 года и кануна нового тысячелетия. Название «Ненастье» имеет двойной смысл: это и характеристика эпохи, и деревня, где скрывается главный герой — Герман Неволин по прозвищу «Немец», решившийся на преступление и таким образом в корне изменивший свою жизнь. Актер Александр Яценко идеально вписался в эту роль, не стремясь быть слишком обаятельным для зрителя и тем не менее вызывая чувство глубокого сопереживания персонажу.

И хотя события разных лет порой переплетены между собой немного хаотично, это не мешает сохранить аутентичность всех исторических периодов. Кроме того, мы видим одних и тех же людей, на чью долю выпало столько ударов, потерь и разочарований, что они вынуждены отказаться от убеждений, вдохновлявших на смелость в бою, удерживавших от сомнительных поступков, а теперь — списанных в утиль той самой родиной, ради которой приносилась воинская присяга, отдавались жизни, страдали близкие люди.

По сюжету Герман Неволин и другие бывшие «афганцы» объединяются в союз «Коминтерн» под руководством офицера Лихолетова (его играет Александр Горбатов). Они могут нарушить закон, но не свой внутренний кодекс чести, согласно которому все члены этого «братства» помогают друг другу независимо от профессии, сословия и отвоеванного «места под солнцем».

Ничего другого им не остается — в условиях, когда нет веры в государство, которое задолжало этим людям очень многое. И речь не только о деньгах. Солдатам, пережившим Афганистан, не воздается даже малой доли почестей, которые они заслужили. В честь ветеранов афганской войны не раздают ленточек, не лепят на машины наклейки, не устраивают промо-акции в магазинах и концерты в Кремле… Их просто как будто бы нет.

Сериал, помимо прочего, наводит на размышления о том, насколько оправдано создание подобных боевых братств в современной России. Могут ли ветераны войны в Чечне положиться друг на друга, даже будь один из них — полицейским, а другой — подозреваемым? Учитывая, что рассчитывать на нормальные законы человеческого общества не приходится, хотя «лихие 90-е» прошли уже давным-давно.

Нашлось в этой истории место и для любви, которая во многом стала лейтмотивом поступков главного героя. Татьяна Лялина, сыгравшая возлюбленную Неволина, составила очень органичный дуэт с Яценко, выразительный не внешней эмоциональностью, а глубиной скрытых переживаний. Актеры второго плана тоже выглядят достойно и убедительно в своих образах — особенно это относится к Сергею Маковецкому, исполнившему странную, немного безумную роль отца подруги главного героя.

Сергей Урсуляк также привнес в проект много изобразительных элементов, придающих живость всему происходящему: телевизор как неизменная часть антуража и отражение эпохи, зарождающаяся «попса», которую мы сейчас вспоминаем как эталон дурного вкуса и все-таки не можем забыть, достоверный облик улиц, домов и интерьеров… Это отличает «Ненастье» от проектов, демонстрирующих сегодняшний день, — в них почти всегда личность героя, его социальный статус и другие важные аспекты резко диссонируют с окружающей обстановкой или же вовсе остаются непрописанными. Реалистичность происходящему в сериале придает и игра с цветом: российская действительность в относительно мирное время окрашена в холодные тона, а боевые действия — в хаки.

Возможно, «Ненастье» придется по вкусу далеко не всем зрителям. Его скупой эмоциональный язык рассчитан в первую очередь на мужскую часть аудитории, и сюжет развивается не по привычным для нас «сериальным» канонам с обязательной победой всего хорошего над всем плохим. Да и сложно было бы это сделать, учитывая, что мы знаем, как все происходило на самом деле.

Но ценность этого проекта еще и в том, что он поднимает некомфортные для престижа государства темы, которые тщательно замалчиваются. И вопрос об обязательствах власти перед воюющим на ее стороне народом непременно возникнет еще не раз. Ведь она, вопреки урокам прошлого, продолжает ввязываться в войны, которые в итоге оказываются отнюдь не «маленькими» и не «победоносными». И с них тоже будут возвращаться люди с искалеченной душой, утраченной верой и неумением адаптироваться к жизни простого обывателя.

Людмила Семенова