Posted 27 ноября 2018,, 16:40

Published 27 ноября 2018,, 16:40

Modified 31 января, 21:28

Updated 31 января, 21:28

Старый балаган вместо новых идей

27 ноября 2018, 16:40
Сергей Шелин
На рост недовольства наши верхи отвечают трояко: игнорированием, дразнилками и разыгрыванием надоевших отвлекающих спектаклей.

Заголовок этого материала навеян раздраженными репликами провинциальных должностных лиц по поводу навязанного свыше онлайн-голосования за новые названия аэропортов. «Балаганчик», «паноптикум», в лучшем случае — «непродуманная инициатива».

Замысел, конечно, интеллектуально богатый.

Говорите, что не даем вам выбрать тех, кого хотите? Да пожалуйста. Вот аэропорт у вас. Назовите его именем какого-нибудь великого земляка. Не спешите, раскиньте мозгами, поспорьте друг с другом, проведите время культурно.

Пока что эти споры привели к надругательству над статуей Канта в Калининграде и призывам из автономий «не создавать социальное напряжение». Меньше всего реакция людей похожа на тот глуповатый энтузиазм, который ожидался свыше.

Но эта отвлекающая затея хотя бы безобидна. В отличие от боевой операции против двух украинских катеров и буксира, которые пытались пройти Керченским проливом в Мариуполь. Тоже, конечно, мероприятие по отвлечению внимания, но только с ранеными и арестованными, впадением пропагандистской машины в экстаз по случаю очередной украинской агрессии против нашей державы, со скандалом в Совбезе ООН, который снова предоставил нашим агитаторам возможность мазохистски смаковать международную изоляцию России, и со всеми прочими отшлифованными за последние годы ритуальными действиями.

Все это давно знакомо, делается под копирку и безо всякого понимания, что народ все меньше интересуется борьбой против Украины и уж тем более не рвется с ней воевать. Агитационный эффект если и будет достигнут, то ненадолго.

Единственным очевидным успехом этой новой кампании я бы назвал суматоху в наших интеллектуальных кругах, немедленно погрузившихся в размышления о судьбах украинской демократии, о неполноценности тамошнего политического класса и о коварстве президента Порошенко, подстроившего инцидент, чтобы сорвать там выборы.

Российское мыслящее сословие никак не может осознать, что Украина давно уже другая страна, что она нам ничего не должна, что тревожиться об украинской свободе, какой бы ущербной она ни была, — забота самих украинцев. И уж конечно не нам их учить демократическим правилам.

За вычетом этого интеллигентского переполоха, перманентное стремление нашего начальства ходить с украинской карты ничего, кроме проблем, даже и ему самому не обещает. Не нужны ему ни добавочные санкции, ни антироссийское сплочение Европы. Но вера в то, что испытанный способ манипулирования подданными опять принесет крупный выигрыш, сильнее любых трезвых соображений по поводу того, что реально у нас происходит.

В Приморье, где в сентябре провалился губернатор-назначенец, снова повторяют старые ходы. Андрея Ищенко, фактического сентябрьского победителя, снимают с выборов, и у новоназначенного главы края Кожемяко остаются только те соперники, которые выглядят совсем уж безвредными.

Однако победа над гражданами и там скорее иллюзорна, чем подлинна. Против течения жизни не попрешь. Кожемяко, в отличие от чужака-предшественника, все-таки местный выходец, глубоко укорененный в различных кругах Приморья. И даже если повторные выборы пройдут для него гладко, ему либо придется выполнять свои нынешние обещания относительно защиты местных интересов и реставрации самоуправления, либо столкнуться с новым и куда более мощным краевым кризисом.

Идейный упадок высшего начальства по-своему дополняется валом безумных антинародных заявлений чиновников всех уровней. Каждые несколько дней очередное видео про то, что они нам «ничего не должны», становится чемпионом проката.

Я не разделяю мнение о том, что все это инспирировано свыше. Разумеется, потоком саморазоблачительных материалов пытаются управлять, отвлекая от важного и выпячивая балаганные дразнилки. Но получается это плохо, и общий итог только усугубляет изоляцию властей.

На сдвиг в народных умах уже начинает реагировать чуткая часть системных экспертов и приравненных к ним лиц.

Известный столичный аналитик, человек вполне респектабельный, хотя и склонный к эпатажу, через популярный Telegram-канал оповещает публику: «За прошедшие 8-10 месяцев резко уменьшились оценки запаса прочности системы. Если весной подавляющее большинство наблюдателей давало ей от пяти до десяти лет, то сейчас те же самые люди оценивают запас прочности в два-три года… Первопричиной ухудшения ситуации считается кардинальное снижение качества управления и управляемости на всех уровнях… что выражается в росте числа управленческих ошибок и глупостей… Еще не апокалипсические, но крайне тревожные ожидания охватывают бюрократию всех уровней и финансово-экономические круги…»

А одна из соавторов недавнего провластного доклада Комитета гражданских инициатив, упрекавшего «население» в том, что оно строит помехи мудрой экономической политике властей, сообщает теперь что новейшее исследование того же авторского коллектива выявило поразительные сдвиги в массовых настроениях и открыло в «населении» неведомые прежде достоинства:

«Нас уже сложно успокоить леденцом, с нами нужно говорить на равных… Запрос на сильную руку сменяется сейчас запросом на справедливость… В новом исследовании мы выяснили, что им требуется именно процессуальная справедливость, а не дистрибутивная. Они не требуют того, чтобы все отняли у богатых и поделили между бедными. Они хотят, чтобы бомж и олигарх были одинаково равны перед законом…»

Понятно, что наши властители дум обожают радикальные оценки — то о непобедимости системы и неизлечимой глупости народа, то, наоборот, о системе, идущей ко дну, и о народе, все понявшем и политически зрелом. Причем с легкостью переходят от одних к другим и обратно. Но рассуждения о том, что «роман народа с нынешней властью закончен», появляются не на голом месте. Атмосфера меняется.

Это настолько очевидно, что сам Владимир Путин решил дать губернаторам необычное наставление: «Понимаете, нам нужно не формулировки красивые и гладкие формулировать и писать на бумажке, а нужно, чтобы… люди это почувствовали, в том числе, кстати говоря, по результатам общей работы и на уровне жизни… Чтобы это были реальные деньги, а не какие-то проценты усредненные. Что называется, „на руки“. Сколько люди получают сегодня, завтра, послезавтра — это важно».

Насколько я понимаю, вождь таким способом подвергает скрытой критике известные заявления министра труда Максима Топилина (а до него и свои собственные) о рекордном росте зарплат в нынешнем году, выраженные в тех самых «усредненных процентах» и встреченные публикой очень нелюбезно.

Осталось только разъяснить, как сделать так, чтобы люди ощутили вкус «реальных денег» вопреки тому, что все новации властей нацелены на изъятие у них этих денег.

Триада стандартных начальственных действий — игнорировать проблемы, по-шутовски дразнить народ и пытаться чем-нибудь отвлечь его внимание — больше не работает. А ничего другого наверху не придумали.

Сергей Шелин