Posted 7 февраля 2019,, 16:10

Published 7 февраля 2019,, 16:10

Modified 31 января, 22:02

Updated 31 января, 22:02

Пьеса для тотального пугала

7 февраля 2019, 16:10
Иван Преображенский
После Крыма, Сирии и заявлений Кремля про новое оружие соседи России всерьез боятся войны. Или делают вид, чтобы увеличить свой оборонный бюджет.

Институт тотальной обороны (Швеция) по заданию местного министерства обороны проанализировал российскую военную политику и пришел к выводу, что Кремль готовится к большой войне. Правда, все же не мировой, а региональной. С кем и где — пока не очень понятно. Возможно, речь идет о попытке подготовить российскую армию к некоей глобальной турбулентности, когда конфликты будут возникать в разных частях мира, но всегда с весьма значительными, с военной точки зрения, противниками.

Важно отметить, о краткосрочных стычках речь не идет. По мнению экспертов института, Россия готовится участвовать именно в долгосрочных конфликтах, вести растянутые во времени войны против возможных противников самого крупного «калибра», как Китай или НАТО.

Тут надо заметить, что для Швеции, которая имеет нейтральный статус, это, скорее, позитивная новость. Совсем недавно, в начале февраля, местные СМИ писали о том, что во время последних учений для новобранцев (шведы недавно восстановили призыв), военные готовили молодежь именно к отражению военной агрессии со стороны России.

Решение вернуть в армию программу, согласно которой новобранцев будут учить отражать нападение российской армии, было связано с тем, что нынешние власти Швеции считают, будто Кремль может прибегнуть к военным действиям для достижения своих политических интересов. По их мнению, доказывает не только присоединение Крыма и военные действия на востоке Украины, но и активность РФ в Сирии. Волнует шведских парламентариев и перевооружение, которое полным ходом идет в российской армии.

Теперь же шведы могут расслабиться. Как считают в Институте глобальной обороны, если Кремль и готовится к войне, то с противником посерьезнее, чем одно, отнюдь не самое крупное и мощное с военной точки зрения, нейтральное государство. Впрочем, совершенно не факт, что шведские власти (особенно военные) прочитают данный доклад именно в таком ключе. Ведь вооруженные силы любой страны традиционно заинтересованы в наличии потенциального противника, а Россия как раз очень подходит на роль универсального пугала. Педалирование темы «русской угрозы» уже позволило военным в Швеции добиться не только восстановления призыва на военную службу, но также и значительного увеличения военного бюджета.

Показательно, что об этом докладе сообщают отнюдь не только шведские СМИ, но и, например, британские. Так что не исключено, что не только шведы теперь будут считать, что российские вооруженные силы повысили боеготовность, чтобы быстро переходить от «повседневной деятельности» в режиме мирного времени к выполнению мобилизации и боевых задач во время войны.

Впрочем, важнее всего то, как этот доклад соотносится с аналитическими выкладками стран НАТО, которые шведские аналитики, наравне с Китаем, называют в числе наиболее вероятных противников российской армии. Считают ли европейские союзники США и сами американцы, что такие затяжные региональные конфликты с российской армией (без применения при этом ядерного оружия) в настоящее время возможны? Судя по их публичным заявлениям — скорее нет. Но ведь могут быть еще и непубличные стратегические планы.

Российская реакция на этот доклад, надо заметить, убедительной не выглядит. Отдельные депутаты Госдумы по одним им известным причинам предположили, что доклад появился по прямому указанию США. Как американцы могут этого добиться от нейтральной страны, не входящей даже в НАТО — этого «геополитики» объяснять не стали.

Между тем, у наших военных исследование Института тотальной обороны должно вызвать скорее благодарность. Хотя шведы не скрывают, что не вполне доверяют российской статистике и данным о реальных масштабах военных учений последних лет, предполагая, что они завышены, все равно боеспособность российской армии оценивается ими как высокая. Как бы то ни было, российские генералы тоже теперь могут, ссылаясь не только на собственные данные, но и на зарубежные оценки, добиваться увеличения финансирования. Разумеется, если у них и правда есть цель подготовить армию к масштабным региональным конфликтам.

Иван Преображенский