Posted 7 февраля 2019,, 17:40

Published 7 февраля 2019,, 17:40

Modified 31 января, 22:02

Updated 31 января, 22:02

Перенаселение нам больше не грозит

7 февраля 2019, 17:40
История роста человеческой популяции до нынешних масштабов была историей того, что мы сейчас назвали бы насилием над женщинами.

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему планете грозит перенаселение, если современные женщины обычно не в восторге от идеи быть многодетными матерями и рожать по ребенку каждые два года? Предполагается, что последний тезис распространяется только на развитый мир, а вот в остальных частях света женщины счастливы перманентным радостям материнства. Но благодаря интернету и урбанизации это уже не так: рожать больше не хотят нигде.

Политический ученый Даррел Брикер и журналист Джон Иббитсон опубликовали книгу Empty Planet: The Shock of Global Population Decline. Основной тезис этой книги прост: сценарий перенаселения планеты, о котором говорят со времен Мальтуса и особенно много в последние десятилетия, не учитывает единственного ключевого фактора, а именно — распространения образования среди женщин.

Это в очередной раз история о том, как социальные науки деформированы гендерными стереотипами. Индивидуальный выбор женщин и стратегии их адаптации к рынку труда и жизни в больших городах никогда не учитывался при составлении демографических прогнозов.

Как только мы начинаем видеть ситуацию с демографией с точки зрения выбора женщин, угроза глобального перенаселения сменяется угрозой глобальной депопуляции. И это касается не только развитых стран. Темпы рождаемости в развивающихся странах падают беспрецедентно быстро. Для примера Брикер и Иббитсон приводят Филиппины, где коэффициент рождаемости за последние пятнадцать лет упал с 3,7 до 2,7. В США аналогичное снижение рождаемости было зафиксировано за целые полтора века, начиная с 1800-х годов и заканчивая эпохой после Второй мировой.

В идеальных условиях для воспроизводства популяции нужно, чтобы средняя женщина рожала в течение своей жизни двоих детей или, точнее, чуть больше, так чтобы коэффициент рождаемости составлял 2,1. В реальных условиях с учетом детской смертности этот показатель составляет 2,3 или даже больше. Иными словами, при сохранении нынешней динамики рождаемости Филиппины уже в ближайшее время столкнутся с так называемым демографическим кризисом.

Похожий обвал рождаемости фиксируется повсюду от Индии до Латинской Америки. Старая сказка про то, что развитый мир рухнет из-за своей демографии, в реальности выглядит совсем иначе: женщины по всему миру больше не хотят делать деторождение главным делом своей жизни. И действительно, как вы заставите образованную женщину рожать троих детей, мотивируя ее «борьбой за демографию» и прочими абстрактными идеями, если она этого не хочет?

Стоит заметить, что речь идет не о радикальной позиции чайлдфри, которая никогда не станет массовой, но о современной установке на то, что 1-2 ребенка в семье — это достаточно. Если большая часть человечества выберет этот сценарий, популяция планеты начнет падать. Брикер и Иббитсон заявляют, что как только достаточное количество женщин получит образование и право выбора, эта тенденция на «вымирание» станет необратимой. Статистические данные в их тексте подтверждается интервью с молодыми женщинами из 27 стран, большинство из которых не считает идею посвятить свою жизнь материнству естественной или единственно возможной.

Отсюда можно сделать три вывода. Во-первых, получается, что история роста человеческой популяции до нынешних масштабов была историей того, что мы сейчас назвали бы насилием над женщинами. За счет религии, патриархальной культуры и прямого физического принуждения в рамках «законного брака» их заставляли иметь 3-4 и больше ребенка в течение жизни, причем шансов отказаться не было.

Во-вторых, единственный эффективный инструмент принуждения к репродуктивной активности по-прежнему связан с мистикой и религией, со всеми этими утверждениями о том, что «женщина должна» и «бог этого хочет». Возможно, нынешний рост религиозности по всему миру имеет экологическую природу: в популяции людей активируются культурные механизмы, направленные на трансляцию генов в следующие поколения и борьбу со снижающимся коэффициентом рождаемости. Тема «отказа женщин от своих обязанностей» становится глобальной, недавно на этот счет высказался, например, японский вице-премьер Таро Асо, заявивший, что женщины виновны в японской депопуляции. Сценарий романа и сериала «Рассказ служанки» в этом контексте перестает быть социальной фантастикой и становится в лучшем случае метафорой происходящего уже сейчас.

Наконец, я до конца не понимаю смысла аргумента о том, что «мы должны бороться с демографическим кризисом» и с трудом представляю себе человека, который заводит детей из абстрактной любви к народному счастью и в помощь государству. Финальная этическая дилемма, которую здесь придется разрешать, связана с тем, хотите ли вы бороться с вымиранием ценой принуждения женщин к деторождению.

Что важнее индивидуальная свобода и право выбора конкретной личности или интересы человечества в целом? Для меня выбор очевиден, и он совсем не в пользу человечества. Относительно радикальные идеи вроде деонтологического либертарианства Нозика становятся вдруг нашей единственной защитой от рассуждений о «пользе для всех», которые сведутся к тому, чтобы свобода конкретных людей была произвольно ограничена.

А до технологического решения этой этической проблемы еще далеко, вымирать, если расчеты коэффициента рождаемости верны, начнем раньше.

Прочитать оригинал поста можно здесь.