Posted 20 февраля 2019,, 21:02

Published 20 февраля 2019,, 21:02

Modified 31 января, 22:08

Updated 31 января, 22:08

Стабильность безнадеги

20 февраля 2019, 21:02
Иван Преображенский
Россияне не верят, что коммерцией можно заниматься честно. И виновато в этом государство, а не сами предприниматели.

То ли случайно, то ли по намеку властей, но в любом случае очень вовремя ВЦИОМ подсветил тезис президентского послания, касавшийся предпринимателей. Владимир Путин говорил о том, что не надо бесконечно продлевать содержание под стражей задержанных по экономическим статьям. Все ведь понимают, что именно таким образом обычно человека и заставляют отказаться от своего бизнеса, вынуждают отдать или продать его за бесценок.

Причем (и об этом президент почему-то умолчал) идут на это в России чаще всего не какие-то таинственные бандиты, а разнообразные «силовики», которые потом и переписывают компании на своих друзей, жен, тещ или любовников.

Так вот, результаты опроса ВЦИОМ, опубликованные в день оглашения послания, показывают, что большинство россиян в основном со своим президентом солидарны — они считают, что честно заниматься малым и средним бизнесом в нашей стране просто нельзя. Так считает большинство респондентов (62%), а противоположного мнения придерживается только 34%.

Такие цифры можно было бы интерпретировать как недоверие к бизнесменам, заявить, что они все, по мнению россиян, мошенники и ворюги. И, кстати, если бы вопрос был про крупный, сросшийся с властью бизнес, то так бы, наверное, и было. Однако в данном случае эта интерпретация ложная. В реальности, как показывает то же исследование, в России абсолютное большинство граждан (89%) к частным предпринимателям относятся положительно. «Обманщиками и хапугами» по старой советской привычке их считает всего 6% опрошенных.

Так что образ предпринимателя в нашей стране давно уже позитивный. Вопрос не в том, как его воспринимает общество, а в том, что граждане давно уже усвоили условность российских законов.

«Друзьям все — остальным закон», — это правило твердо работает на всем протяжении правления Владимира Путина в стране на всех уровнях власти. И россияне понимают, что человек, занимающийся бизнесом в нашей стране, порой просто не в состоянии не нарушить какой-нибудь из многочисленных законов или подзаконных актов, обязательно вдобавок противоречащих друг другу. Чиновники и силовики сознательно создают для бизнеса такие ловушки, чтобы было на чем зарабатывать. Это, собственно, и есть коррупция как основа общественной системы.

Подтверждает сказанное список проблем, которые видятся респондентам главными при ведении бизнеса в России. На первом месте высокие налоги (25%), затем бюрократия (22%), нехватка денег (16%), коррупция (9%), административные барьеры и проверки (8%). Иначе говоря, вина очевидно возлагается на государство, а точнее — на тех, кто его представляет в нашей жизни: депутатов, министров, чиновников рангом пониже, налоговиков и разных там пожарников с их «дорогостоящими» проверками.

Можно сказать, бизнесмены в этой ситуации у многих россиян вызывают скорее восхищение. Ведь они умудряются работать и зарабатывать там, где другой бы давно опустил руки или оказался за решеткой. Даже если для этого приходится порой нарушать закон, а может, и давать взятки.

Презумпция же виновности предпринимателей — это удел российских силовиков, органов юстиции, судов. Именно эти люди, в большинстве своем никогда не работавшие на себя, а всегда только и исключительно на государство, наверняка и входят в число тех 6%, которые не одобряют предпринимательскую деятельность.

Грустно тут одно. В то, что ситуация изменится, верит меньше четверти населения. Число же тех, кто не хочет становиться предпринимателем в России практически равно (63%) количеству тех, кто считает, что честно вести бизнес в нашей стране сегодня просто невозможно.

Похоже, в этом как раз и выражается ощущение пресловутой «стабильности», которой так гордятся, за неимением других поводов, российские власти. Это стабильность безысходности, коррумпированности, безнадеги, которая подавляет всякую инициативу граждан. Идет ли речь о политике или об экономике, в данном случае, как оказывается, уже не так важно.

Иван Преображенский