Posted 4 апреля 2019,, 13:50

Published 4 апреля 2019,, 13:50

Modified 30 марта, 17:08

Updated 30 марта, 17:08

Новая битва за проливы

4 апреля 2019, 13:50
Иван Преображенский
Черное море на глазах становится одним из самых взрывоопасных регионов мира, причем отнюдь не только из-за Крыма.

НАТО готово оказать помощь украинским морякам и разблокировать для них Керченский пролив. Каким образом это может произойти пока, впрочем, загадка. Речь идет о сложной ситуации, в которой ключевым игроком в регионе становится никак не США, не НАТО в целом и даже не Россия — а Турция. Именно от позиции официальной Анкары сегодня зависит ситуация в регионе.

Схематически все выглядит следующим образом. НАТО обсуждает пакет мер, которые по словам, постпреда США при НАТО Кей Бэйли Хатчисон, позволят укрепить просто разведку, воздушную разведку и, главное, увеличить число направляемых в Черное море кораблей Североатлантического Альянса «для гарантии безопасного прохода украинских судов через Керченский пролив в Азовское море». Это в теории.

На практике для того, чтобы этого добиться, надо пересматривать Конвенцию Монтре, принятую еще в 1936 году. Она восстановила контроль Турции над проливами Босфор и Дарданеллы и жестко ограничила сроки, на которые иностранные военные корабли могли заходить в Черное море, а также их количество и мощь. Недавно, надо заметить, к пересмотру этой конвенции в сторону ужесточения выступил один из крымских депутатов.

Впрочем, вряд ли он понимал, что призывает открыть ящик Пандоры и лишить Россию очевидного преимущества в черноморском регионе, поскольку она ничем в своем море не ограничена, тогда как формальные союзники Турции по НАТО не могут (именно благодаря Конвенции Монтре) единовременно ввести в Черном море достаточно большую и мощную группировку кораблей, которая смогла бы угрожать российскому Черноморскому флоту.

Получается, что турки фактически контролируют не только свои проливы, но и гарантируют российское превосходство в Азовском море, куда Украина самостоятельно не может перебросить достаточные силы, даже если бы они у нее были, а НАТО не способно ей в этом сейчас помочь.

В итоге все упирается в Конвенцию Монтре. Пересмотреть ее без согласия Турции невозможно, равно и обеспечить подавляющее превосходство в Черном море может только та сторона, которую будет поддерживать официальная Анкара. Соответственно, сейчас идет совершенно неприкрытое соревнование за турецкую благосклонность. Правда, Россия в основном использует метод пряника — у нее очень мало средств давления на турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана, кроме разве что торговых войн. В свою очередь США и их партнеры по НАТО применяют в основном метод кнута.

Формальная причина для давления на Анкару — ее решение закупить у России зенитно-ракетные комплексы С-400. США с самого начала были против этой сделки и, чтобы турки от нее отказались, даже разрешили им покупку своих (в целом аналогичных) комплексов Patriot. Кроме того, Вашингтон постоянно угрожал Эрдогану санкциями. Введенные тогда меры экономического давления привели кто тому, что турецкая экономика прекратила рост и впервые за много лет начала падать, причем довольно быстро.

Затем американцы применили санкции и в военной сфере, прекратив поставки Турции комплектующих к самолетам F-35. Причем часть их производится турецкими же производителями, так что страна теряет еще и потенциальный доход своих военных заводов.

На это глава турецкого МИДа Мевлют Чавушоглу ответил, что никто не заставит его страну выбирать между Россией и НАТО, контракт на покупку С-400 будет выполнен и никаких угроз для Североатлантического Альянса он не создает. И тут же получил в ответ от вице-президента США Майкла Пенса фактический ультиматум. Туркам надо выбрать, что им дороже, членство и привилегированная роль в самом мощном военном альянсе в мире или покупка вооружений у России.

Пока официальная Анкара держится и не уступает американцам. Если это все же, впрочем, случится, то, скорее всего, США быстро дожмут Эрдогана. В том числе, дискуссионным станет и вопрос о доступе иностранной военной силы в Черное море. И тут уже Россия вряд ли сможет помешать пересмотру в одностороннем порядке Конвенции Монтре. Вот тогда положение в черноморском регионе станет и правда «горячим» и надо будет начинать подсчитывать, насколько Черноморский флот России в состоянии сдержать американцев и их союзников из Болгарии, Румынии и, возможно, той же Турции.

А также, разумеется, Украины, которая постарается обеспечить свое право свободного доступа в Азовское море. Позиция Киева заключается в том, что это гарантировано двусторонним договором с Россией об этом «внутреннем море», который пока никто не расторг.

Но это пока лишь гипотетический сценарий. На данный момент Турция держится, несмотря на весь натиск США, а преимущество России в Керченском проливе остается подавляющим. И вопрос, собственно, один: как поступят российские военные и пограничники, если украинские корабли пойдут на прорыв в Азовское море под прикрытием небольшой натовской группировки? Будут ли наши стрелять? Ну и, конечно, насколько НАТО готово к этому? Боятся ли обе стороны начала конфликта, угрожающего перерасти в полноценную войну? Хотелось бы надеяться, что да — причем в равной мере.

Иван Преображенский