Posted 20 апреля 2019,, 08:13

Published 20 апреля 2019,, 08:13

Modified 31 января, 22:38

Updated 31 января, 22:38

Испытание наивностью

20 апреля 2019, 08:13
Людмила Семенова
Мелодрамы с типовыми героями, нереалистичными сценариями и предсказуемым финалом уже начинают утомлять.

Украинские телевизионщики продолжают традицию копирования южнокорейских драм. Прошлым летом на российские экраны вышел сериал «Искушение», а теперь вниманию зрителя представлено «Испытание» — адаптация «Тайной любви», вышедшей в Корее в 2013 году.

На Украине сериал стартовал в январе текущего года, после чего его приобрел канал «Россия». Режиссер проекта Анатолий Григорьев снял уже несколько сериалов, показанных в разное время на этом же канале: «Время любить», «Личный интерес», «Птица в клетке». Продюсер Галина Балан-Тимкина, неоднократно работавшая в тандеме с Григорьевым, охарактеризовала «Испытание» как историю, адаптированную под другие реалии: если в корейском сериале главная героиня — безропотная жертва, то украинский показывает женщину-бойца, более близкую и понятную европейскому зрителю.

Сюжет разворачивается вокруг доведенной до абсурда женской самоотверженности и уверенности, что все можно вытерпеть ради призрачного, маячащего вдалеке счастья. Кондитер Люба Зацепина (ее играет Дана Абызова) берет на себя вину за преступление, которое совершил ее жених — начинающий прокурор Юрий Браницкий (Антон Денисенко). Он обязан Любе своими успехами в образовании, которое, впрочем, не привило ему щепетильного отношения к закону. Сев нетрезвым за руль, сбив насмерть девушку и не подумав вернуться, чтобы оказать ей помощь, Юрий принимает жертву невесты: Люба решает отсидеть за него срок в надежде, что после такого «испытания» они еще будут счастливы. Однако жизнь приготовила для нее совсем другой сценарий — в тюрьме Люба переживает новые потери, а на свободе ее преследует непримиримый, вроде бы, враг.

Первое, что вызывает эмоциональный отклик — наивность девушки, уверенной, что парень ее дождется и женится, в то время как брак с судимой означал бы конец его карьеры, от которого она, собственно, и стремилась его уберечь. И даже после того, как Юрий самолично обвиняет Любу в суде, она еще верит в его любовь и смотрит на него глазами преданной собаки. Это страшно угнетает, хотя претензий к актерской игре нет — Абызова исполняет свою роль очень профессионально для данного формата.

Но сама героиня — настоящая находка для психологов. У девушки крайне низкая самооценка, несмотря на наличие талантов, которыми не обладает ее жених. Она на подсознательном уровне убеждена, что мужчина всегда должен стоять на ступень выше нее. Возможно, ею также руководит страх осознать, что она влюбилась в ничтожное и злобное существо, развращенное воспитанием демонической мамочки, высоким социальным статусом и властью. С такой мыслью очень страшно жить.

Следует отдать должное и игре Антона Денисенко — эпизоды, когда его герой с ледяным взглядом доказывает Любе, что именно она виновата во всем произошедшем, заставляют проникнуться ее подавленным состоянием. Ведь возразить тут нечего: Юрий действительно не просил о жертве, даже отговаривал от нее, и не докажешь, что все его словесные кружева были лишь искусной манипуляцией. Безусловно, герой обладает цинизмом и выдержкой, необходимыми для выбранной им профессии.

Относительно этого персонажа стоит отметить еще один момент: похоже, что типаж неоднозначного отрицательного героя в российских и украинских сериалах умер и воскрешению не подлежит. Почему-то сейчас на пике моды персонажи, которые словно упиваются своей порочностью, а потому вызывают лишь омерзение. В случае с «Испытанием» можно было бы сослаться на корейский оригинал, но подобные монстры есть очень во многих русскоязычных мелодрамах.

Более интересен в роли «плохого парня» Павел Попов — его герой, сын богача-деспота Кирилл Санин, балансирует на грани безумия и в то же время не совсем безнадежен. Однако возникшая в финале романтическая история между ним и Любой портит все впечатление — настолько это неправдоподобный поворот, близкий к дешевым дамским романам. Можно было бы поверить в возможность взаимного прощения и понимания, максимум — дружбы между этими персонажами, но никак не в любовь.

Ход с обретенной вновь дочерью Любы тоже очевидно является данью традициям мелодраматического жанра, как и быстрое возникновение душевной близости между ней и ребенком, не знающим, что это его мать, и воспринимающим ее как бесправную прислугу.

Плюсом сериала можно назвать большое количество интересных персонажей с развернутыми психологическими портретами. Хотя некоторые из сюжетных линий в итоге провисают, в частности — история отца Кирилла и его несчастной жены.

Главный же минус — избитый финал. Следование зарубежным образцам — тенденция, в которой нет ничего плохого: она позволяет быть в курсе современных идей и приемов в жанре телесериала. Однако российское телевидение упорно делает ставку на однотипные мелодрамы. И в «Испытании» мы вновь видим торжество справедливости, которое не восполнит понесенные потери, но все же непременно произойдет. Когда-то зрители полюбили мелодрамы именно за такие хэппи-энды, но хочется уже чего-то нового.

Людмила Семенова