Битва львиц в зоопарке

«Баттл» Собчак и Волочковой напоминает бессмысленное и противное сквернословие двух сварливых сплетниц на завалинке.


© Стоп-кадр видео

Пока в соседней стране политические оппоненты боролись за пост президента и выясняли отношения на дебатах, родное телевидение порадовало нас «баттлом года», на котором сошлись две главные светские львицы и королевы «желтых изданий» — Анастасия Волочкова и ее заклятая подруга Ксения Собчак. Как известно, на безрыбье и рак рыба, и если привыкаешь к полному застою в политике, то остается довольствоваться перчеными сенсациями из личной жизни обитателей мира шоу-бизнеса. 

Площадку для состязания гламурных дам предоставила программа «Привет, Андрей!», выходящая на канале «Россия» в выходные дни. Информационный фон способствовал зрительскому вниманию — шум вокруг развода Собчак с Максимом Виторганом еще не успел до конца утихнуть, а Волочкова совсем недавно отметилась едкими высказываниями в адрес россиян, недовольных своей бедностью.

После просмотра шоу остается только один вопрос: неужели в нашем обществе есть хоть один человек, которого реально волнует, помирятся ли между собой две посредственные артистки. Одна из них продолжает играть талантливую балерину, которой была много лет назад, другая — политического оппозиционера, которым не была никогда. Подобное зрелище можно сравнить разве что с плохой кинокомедией, за которой следишь из чисто исследовательского интереса, пытаясь понять, каким замыслом руководствовался режиссер, кто написал столь отвратительный сценарий, кто внушил актерам, что у них есть талант, и кто на этот проект вообще мог дать деньги.

Невольно начинаешь задумываться, что весь этот фарс можно было сделать еще смешнее и креативнее -  например, заставить Ксению и Анастасию участвовать в настоящем рэп-баттле. Изложенные в этом популярном ныне жанре рассуждения о мужчинах, воспитании детей, идеальной фигуре и благопристойности имиджа в любом случае смотрелись бы лучше, чем финальный номер Волочковой с «пением» на фоне фривольного кордебалета. 

Но вообще, если прислушаться к тому, что говорили артистки, может сложиться впечатление, что они пародируют сами себя и смеются над постановочной жизнью, которую дарит нам телевидение и которая для многих преданных зрителей оказывается важнее и интереснее настоящей. Не зря Ксения Собчак отметила, что мы сейчас живем в мире комикса или затянувшейся шутки. Правда, эти слова сильно противоречат пылким негодованиям по поводу «скрытых» видеокамер и уверениям, что героини ничего не делают исподтишка.

Вообще образы, которые примерили на себя Собчак и Волочкова в программе Малахова, больше всего напоминают двух сварливых сплетниц на завалинке: они осыпают друг друга словесными гадостями, но при этом никак не могут разлучиться. По крайней мере, одновременное обсуждение неудачных нарядов, секса, несчастья с неродившимся ребенком, целлюлита противницы и дефектов внешности ее спутника наводит именно на такую мысль. 

Забавным выглядело опосредованное участие в шоу Глеба Пьяных, который в свое время был едва ли главной звездой скандальной «Программы максимум» на НТВ. Также из приглашенных «экспертов» отметилась писательница Дарья Донцова, пафосно охарактеризовавшая ценность низкопробного чтива и телевизионных достижений Ксении Собчак для нашей культуры.

Мысль писательницы сводилась к тому, что сегодня без суррогатов культуры невозможно появление настоящих произведений: если не будет низкопробного чтива, то не на что станет жить издательствам, в которых жаждут публиковаться истинные творцы. Из этого, должно быть, следует, что такие шоу как «Дом-2», «Пусть говорят», «На самом деле» и прочие шедевры тоже выполняют благородное дело. 

Хотя, возможно, такие суррогаты действительно нужны — в качестве прививки для духовного иммунитета. Жизнь в стерилизованной культурной зоне никого еще не сделала разборчивым человеком.

С другой стороны, очень хотелось бы, чтобы этот пласт псевдокультуры не претендовал на роль, которая ему не принадлежит. Дико наблюдать, как выходцы из «Дома-2» ведут в журналах колонки, посвященные тонкостям семейной жизни и психологии. А ведь именно этим занимается не раз оскандалившаяся Алена Водонаева. Точно также непонятно, что в прайм-тайм на одном из главных каналов делает разборка двух якобы не поделивших богатого жениха дам. 

Кроме того, отечественные селебрити, начинавшие свой путь на заре эпохи потребления в современной России, никак не желают смириться, что их «творчество», даже если оно и имело когда-то смысл, просто устарело и надоело. И Собчак, и Волочкова более десяти лет в погоне за пиаром используют одни и те же средства и при этом изображают искреннее недоумение, почему публика не ценит их личностного развития. Одна под этим термином подразумевает концертную деятельность, другая — рождение ребенка и политические амбиции. Но разве все это внесло хоть какие-то конструктивные изменения в их имидж и эту комичную «войну»?

Сама того не зная, Анастасия Волочкова своей речью о «сидящих на завалинке» дала очень емкое название той культурной нише, в которой обитает она сама вместе со своей заклятой подругой, а также скандальные ТВ-шоу и глянцевые журналы. Перекидывание оскорблениями и смакование грязных слухов есть не что иное как бессмысленное и противное сквернословие с той самой завалинки.     

Людмила Семенова


Ранее на тему Британское телеведение закрыло передачу после смерти ее участника