Государство и прогресс

Любая техническая новинка в области хранения и распространения информации вызывает у них панические атаки.


© СС0

Чтобы понять логику государственных аппаратов во взаимодействии с прогрессом, нам следует посмотреть на ближайших их собратьев по модусу поведения — правообладателей.

Весь XX — начало XXI века правообладатели живут в режиме «хватай чемодан — вокзал отходит», любая техническая новинка в области хранения и распространения информации вызывает у них панические атаки, лоббистские приступы и все иные симптомы конца света. Каждый раз, спустя время, выясняется, что новинка их не просто не убьет, но позволит записать лишний нолик в ведомость, но это будет потом.

Правообладатели последовательно атаковали сначала телевидение. Кто ж будет ходить в наши прекрасные кинотеатры за деньги, если все бесплатно можно посмотреть дома? Мы разоримся, наши деточки умрут с голода. Очень быстро выяснилось, что они не только не разорились, но открыли невиданные ранее возможности.

Ведь как было ранее? Кино в прокат пошло и либо окупилось, либо провалилось, ты либо заработал, либо потерял. Вся бухгалтерия будет подбита через 2-3 недели и на этом все. Теперь же можно до конца света (он же — срок истечения авторских прав) торговать правами на телетрансляцию. Но и это не все, можно радикально нарастить выпуск продукции, прокат-то не резиновый, туда не впихнешь две сотни 20-минутных миниатюр по 2 цента в производстве за десяток.

Следом пришла эпоха домашнего видео. Правообладатели вновь схватились за голову: с такими простыми и дешевыми инструментами копирования/распространения, с записью прямо из эфира — кто же пойдет нам платить за билеты? У нас об этом не знают, но в Штатах пытались вовсе запретить домашние рекордеры. Но вновь оказалось, что теперь можно заработать не только на прокате, на трансляции, не только тридцать лет с последнего сеанса успешно продавать кассеты, но и утилизировать второсортные сценарии, слабых актеров и начинающих режиссеров, не имеющих шанса на прокатный успех, в отдельный поджанр — «сразу на видео», заработав еще больше.

Интернет. Нас опять же это не коснулось, но все 90-е годы в Штатах шла настоящая битва, пленных не брали. Студиям удалось протащить совершенно драконовские, в лучших традициях ГД ФС РФ 6-7-го созывов ограничения и если бы не Верховный Суд — последний оплот адекватности этого мира, сегодня интернет выглядел бы совершенно иначе.

Действительно, торренты, мулы, файлообменники — где здесь выжить простому Диснею? Все всё бесплатно скачают.

Как только они ни боролись, что только ни придумывали. Привело это примерно ни к чему. Прогресс всегда был на два шага впереди любой бюрократии. И сегодня скачать что угодно не сложнее (зато быстрее), чем двадцать лет назад.

Но потом самые умные поняли, что удобство лучше войны. Появились стриминговые сервисы. Через которые, новое открытие — можно не только на второй и пятый раз продавать прокат, но делать уникальный контент и зарабатывать еще больше.

Более того, подписки на эти сервисы, вследствие удобства и уникального контента, стали массово покупать в тех странах, где никто и никогда до этого легальный DVD в руках не держал.

Государства ведут себя очень похожим образом. Прогресс для них — всегда вызов и опасность. Это через 20 лет выясняется, что новая технология сделает жизнь для всех удобнее, безопаснее и с пулеметным темпом понесет невиданные прежде золотые яйца в ВВП и бюджет, а больше всего получит их тот, кто страшному зверю в пруду улыбнется, а не прикажет осушить и выжечь.

Михаил Макогон

Прочитать оригинал поста можно здесь.