Posted 14 июня 2019,, 14:16

Published 14 июня 2019,, 14:16

Modified 31 января, 23:04

Updated 31 января, 23:04

День пафоса и культурных артефактов

14 июня 2019, 14:16
Людмила Семенова
Дрессированный медведь вряд ли подходит на роль символа величия России. Зато очень соответствует духу отечественного ТВ.

Праздничный концерт в честь Дня России, который транслировал канал «Россия-1», оставил впечатление, что роль русского народа у нас сводится к тому, чтобы жертвовать, объединять и периодически щеголять в нарядных костюмах из бородатой эпохи.

Во всяком случае, на национальном единстве — хотя вроде бы дата посвящена совсем не ему, а обретению суверенитета, — ведущие концерта Мария Ситтель и Дмитрий Губерниев сделали особый акцент еще во вступительной части.

Слова о множестве языков и народностей, утверждения, что подобного нет ни в одной другой стране мира (разве?), лозунг «Мы живем одной большой семьей!» — все это могло вызвать скепсис у представителя любой национальности, живущего в современной России. Ведь на практике наше государство старательно приучает граждан к тому, что семьей, на которую можно положиться, стоит считать только самых близких, и то не всегда. Поэтому когда оно пытается дважды в год выступать с благородными посылами (второй раз — в День Победы), в остальное время предоставляя людям выкручиваться самим, фальшь происходящего чувствуется особенно остро.

Карнавальное шествие в этнических костюмах под выступление Олега и Родиона Газмановых тоже было посвящено «объединению». Поколение переломной эпохи, которому уже не довелось побывать пионерами, но еще попадалась под руку детская литература идеологической направленности, помнит подобное по иллюстрациям к стихам о дружбе и «пятнадцати сестрах».

Затем последовало признание ведущих в любви к России на разных языках.

Не могли организаторы программы обойти и такую злободневную тему, как патриотизм в стиле «милитари». Эту часть концерта, правда, можно было счесть бенефисом звезды прошлых лет Ольги Кормухиной, исполнившей хит Виктора Цоя «Кукушка». Сама по себе идея интересна, но с брутальной аранжировкой, нарезкой кадров из военной хроники и словами «Если есть порох — дай огня» она выглядела явно не празднично. Для чего в такой день лишний раз провозглашать, что мы «умираем, но не сдаемся»? Чтобы аудитория не расслаблялась и помнила, что Россия всегда в кольце врагов, и под этим уважительным предлогом властям было проще принимать очередные непопулярные и рискованные решения?

Также не к месту прозвучало напоминание Губерниева об Олимпиаде — хвала прежним победам и мечты о предстоящих. Конечно, это основной профиль ведущего, но, в свете сомнительных обстоятельств, сопровождавших наше «победное шествие» на прошлых Играх, а также не менее туманных перспектив на будущее, говорить об этом все же не стоило.

«Отстрелявшись» по теме межэтнической дружбы, участники концерта обратились к русской культуре, которой государство традиционно отводит роль одной из главных «духовных скреп». И бросились уже в другую крайность — зрителям явно изо всех сил стремились доказать, что русскому народу тоже никто не отказывает в праве на самоидентичность.

К сожалению, те, кто отвечал за творческую составляющую мероприятия, не учли, что стилизация под архаичную культуру выглядит натянуто и нелепо. В Европе, например, национальные костюмы и старинные традиции повсеместно превращаются в развлечение для туристов. Подобный антураж годится для специализированных мероприятий с историко-этнографическим уклоном, но никак не для концерта на главной площади страны, посвященного современному общенациональному празднику.

Вообще, глядя на культурный мэйнстрим в сегодняшней России, уже сложно понять, действительно ли среднестатистический русский человек желает приобщаться к тем интеллектуальным и социальным процессам, которые сейчас происходят в цивилизованном мире. Если бы это было так, у нас бы не расцветало мракобесие в духе лечения водой, которую в 2019 году заряжают уже на могилах покойных поп-звезд (если верить телевизионным слухам). А национальные праздники не сопровождались бы номерами с ряжеными и выведением на сцену живого медведя. Именно по такому пути пошел Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени Александрова. Печально, что подобное китчевое оформление губит на корню все неоспоримые достоинства этого масштабного музыкального проекта.

Кстати, если нам опять пытались намекнуть на символ величия России, то дрессированный зверь для этой роли никак не подходит. Не говоря уж о том, что он гораздо ближе к цыганской культуре, которая в дореволюционной России была весьма вульгарной забавой.

Также на сцене был воссоздан музыкальный номер из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» — легендарный «Разговор со счастьем». Песню исполнил Алексей Воробьев, которому образ русского красавца, бесспорно, к лицу — артист это наглядно продемонстрировал в сериале «В лесах и на горах». Только если вспомнить, что проект был снят почти десять лет назад, а сам актер с тех пор пытался найти свое место в Голливуде, подобный костюмированный номер обретает символическое значение.

В целом программа концерта показала, что его организаторы застряли между той Россией, «которую мы потеряли», и той, которую так и не обрели — ни в 1990 году, ни позже. Складывалось ощущение, что страну хотят обрядить в стилизованный, совсем не соответствующий духу времени и реальности костюм, попахивающий нафталином независимо от того, когда его сшили. И попытка разбавить репертуар мастодонтов вроде «Любэ» и «Землян» молодыми героями типа Feduka, а также креативными идеями в духе «снять видео с хэштегом #Яроссия», нисколько не добавила ему свежести и актуальности. Печально, если в этом состоит вся культурная суть современной России — спекулировать на старине, гордости за давние победы и стремлении идти «особым путем».

Людмила Семенова