Posted 22 июня 2019,, 08:11

Published 22 июня 2019,, 08:11

Modified 31 января, 23:09

Updated 31 января, 23:09

Не пейте телевизионного зелья!

22 июня 2019, 08:11
Людмила Семенова
Даже неплохую задумку можно испортить странным юмором и попыткой смешать несколько жанров в одном проекте.

Если комедийные и драматические сериалы удаются российским телевизионщикам с переменным успехом, то при смешении жанров — умышленном или спонтанном — всегда получается коктейль ядовитого цвета и сомнительного вкуса.

Так вышло и с сериалом «Ведьма». В летний телепериод канал «Россия 1» решил показать адаптацию украинского одноименного проекта, снятого в 2016 году (режиссеры Бата Недич и Игорь Забара, главные роли исполнили Евгения Лоза и Максим Радугин). Сюжет остался без изменений: в селе, которое, похоже, абсолютно отрезано от мира, молодой кузнец спасает упавшую в реку таинственную девушку. Для главной героини, потерявшей память, ее собственная личность долго остается загадкой, а односельчане приютившего ее парня рассуждают о том, добро или зло принесет им пришелица…

Сама по себе идея выглядит выигрышной и «вкусной» — режиссеру Сергею Борчукову, известному по сериалам «Вангелия» и «Благие намерения», явно было где развернуться. Однако потенциал, заявленный в заставке с мощным саундтреком, спецэффектами, намекающими на мистику, и экшен-кадрами, так и не был реализован в первой трети проекта.

В других сериалах за это время происходит множество событий, раскрываются и развиваются персонажи. В «Ведьме» же зрителю предлагается долго наблюдать за тем, как гротескные мужики и бабы гадают, кто такая главная героиня Надя (ее играет Анастасия Стежко), девушка, влюбленная в кузнеца, думает, как бы его охомутать, а сам кузнец (Илья Акинтьев) все больше привязывается к Наде. Словом, «остросюжетной мелодрамой» такое начало назвать весьма сложно.

В сериале есть несколько линий с заявкой на интересное развитие. Но одни из них, вроде потуг безответно влюбленной сельчанки устранить соперницу, беспощадно затянуты, а другие, как история о дочери кузнеца, которую он считал умершей, наоборот, слишком быстро сворачиваются.

К юмору тоже возникает много вопросов: для комедии он выглядит слишком странным и недобрым, для сатиры — недостаточно тонким. Ели это действительно был юмор, а не искренняя уверенность авторов, что сельские жители и их быт именно таковы. Городскому жителю, конечно, сложно судить, есть ли еще в России такие деревни, где люди до сих пор настороженно смотрят на мобильный телефон, а фотоаппарат «Полароид» и вовсе воспринимают как магический инструмент. Но много ли осталось в провинции людей, верящих, что «звезды прикручены к небу»? Думающих, что «в городе все красивые, может едят чего», и на этой почве ненавидящих городское население и чужаков вообще? Помнящих обычай вываливать ведьм в смоле и перьях? Наконец, выглядящих так, как представленные в этом сериале алкоголики и хулиганы?

Мистика в эпизодах, вроде купания утопленницы в бочке с водой, тоже показана неубедительно, а мелодраматический элемент слишком долго и нудно «разогревается». Как будто создатели сериала всерьез решили объять необъятное.

Деревенский пейзаж местами выглядит забавным и милым, только уместно ли это для «остросюжетной мелодрамы»?

Актрисы Елена Махова и Ольга Гришина составили довольно удачный тандем горе-авантюристок, который временами оказывается источником неплохих шуток, вроде написания «рокового» анонимного письма: «диктуй, ты врешь лучше». Органичен и забавен также молодой простачок Борис в исполнении актера Мити Лабуша. А у артистов старшего поколения — Елены Дробышевой и Бориса Смолкина — получились не вполне реалистичные, но колоритные фольклорные персонажи.

Странно, но довольно симпатично смотрятся и некоторые детали деревенского антуража — всевозможный «колдовской» инвентарь, который, как предполагается, наводит страх на невежественных селян, старомодная посуда, горшки и кувшины на заборах, наивные букеты из полевых цветов. Подобной символичностью сериал напоминает более старые фильмы «Четвертое желание» и «Чудеса в Решетове», где провинция тоже выглядела не слишком натурально, но обаятельно. Там совершенно точно не было ощущения, что авторы пытаются что-то высмеять, представить в утрированном виде неприглядные стороны сельской действительности.

Здесь же на первый план выходит именно высмеивание, независимо от того, позаимствована такая тональность из украинской версии или является вкладом российской команды. Жители деревни настолько любят свою изоляцию от больших городов, непохожесть на таинственных «городских» и веру, в которой намешаны все возможные языческие дикости, что у них априори нет будущего. Им нечего бояться нечистой силы, потому что они сами способны испортить свою жизнь, и не следует надеяться на силу добрую, потому что они не умеют достойно и благодарно принимать добро.

Однако при таком контингенте деревня не может иметь настолько лубочный облик, как как показано в сериале. Невежественные люди легко разрешают свои конфликты с помощью рукоприкладства, легко рушат семью, легко спиваются, легко попадают в криминальные беды, потому что не могут трезво оценивать собственную личность, свои ошибки и перспективы. Они не дорожат и своим местом обитания, поэтому сама деревня, скорее всего, давным-давно выглядела бы запущенной и не подлежащей ни человеческому, ни колдовскому исцелению.

Проблема «Ведьмы» именно в том, что пойди сериал по одному пути — социальная драма в духе «Олеси» Куприна, любовная история, схожая по типажам героев с уральскими сказами Бажова о мастере и колдунье, добродушная комедия или горькая сатира, — мог бы получиться вполне качественный проект. А из-за жуткого смешения жанров и стилей он стал типичным продуктом канала «Россия 1» — и этим все сказано.

Людмила Семенова