Posted 22 июня 2019,, 21:03

Published 22 июня 2019,, 21:03

Modified 31 января, 23:09

Updated 31 января, 23:09

Партиям ищут новую форму

22 июня 2019, 21:03
Елена Земскова
До выборов в Госдуму осталось два года, а здесь по-прежнему без перемен — слухи о переходе России к двух- или трехпартийной системе пока так и не подтвердились.

Вполне может оказаться, что по итогам парламентских выборов-2021 мы увидим в Госдуме все те же партии и лица. Пусть даже за них проголосует всего один человек, ведь минимальный порог явки на выборах всех уровней отменили еще в 2006 году.

Пока системные партии вязнут в болоте, власти принялись активно зачищать малые, возникшие после массовых протестов в 2012 году. Сейчас таковых насчитывается где-то 60, но уже к концу текущего года их могут сократить на треть. После чего процесс, скорее всего, ускорится и под предлогом неучастия «малышей» в выборах список партий в России уже через пару лет может ужаться примерно до двух десятков наименований.

Много партий нам и не надо, особенно с учетом того, что большинство из них — спойлеры или проекты-оболочки, созданные на продажу. Проблема в том, что одновременно с такой зачисткой власти продолжают препятствовать регистрации тех партий, у которых действительно есть шанс вытеснить из парламента системных и порядком надоевших избирателям игроков. Так, уже несколько лет подряд не могут легализоваться два потенциально популярных либеральных партийных проекта: Алексея Навального и Дмитрия Гудкова, а также русские националистические партии.

Отвергая реальность изменившихся и, к слову, становящихся все более радикальными политических запросов граждан, в Кремле даже не пытаются конструировать реальность виртуальную. Хотя, исходя из опыта прошлых лет, вполне могли бы подстроиться под общественные настроения и запустить какой-нибудь новый партийный проект и отправить его на выборы в Госдуму. Когда же народ поймет, что опять обманули, будет поздно, а пар уже уйдет в свисток.

Или можно ограничиться малым — отправить на заслуженный отдых в Совфед лидеров парламентских партий. На их же место поставить новых и харизматичных людей, способных втереться в доверие к избирателю. Но нет, есть стойкое ощущение, что власти просто не хотят, а, может быть, бояться что-то менять, при этом не особо задумываясь о возможных последствиях своего бездействия.

Возможно, в Кремле действительно опасаются, что смена лидеров нынешних парламентских партий, о которой так долго говорят, может привести к утере контроля над ними. Тем более что некоторые из них и так периодически срываются с поводка. Вспомним, к примеру, скандальную историю с выдвижением КПРФ кандидатом в президенты подмосковного бизнесмена Павла Грудинина, а затем несостоявшуюся передачу ему депутатского мандата.

Между тем, проведение выборов с действующим партийным составом рискует серьезно подорвать легитимность новой Госдумы. И вряд ли этого не понимают в Кремле. Возможно, там уже готовятся к запуску новой партии и вовсе не обязательно, что ее «раскрутку» начнут прямо сейчас. Это могут сделать и за несколько месяцев до выборов, как это, например, произошло в 2003 году с блоком «Родина», внезапно прорвавшимся в российский парламент с результатом в 9% голосов избирателей.

Неслучайно же возникли разговоры о якобы имеющемся среди избирателей сильном запросе на некую «антиэлитную» партию без чиновников и олигархов в своем составе. Тем более что база для создания такого проекта уже есть — партия «Справедливая Россия», которая не так давно призвала мелкие левоцентристские и социал-демократические партии слиться с ней в партийном экстазе. А там, если что можно название и даже лидера сменить, вряд ли российский избиратель побежит разбираться в происхождении возможной новой партии.

Что же касается двух других так называемых думских оппозиционных партий — КПРФ и ЛДПР, то на добровольную смену в них лидеров к выборам 2021 года, судя по всему, надеяться не стоит. ЛДПР рухнет сразу же, как только ее покинет Владимир Жириновский — замены ему действительно нет, какие бы фамилии преемников не мелькали нынче в прессе. Что касается КПРФ, то в этой партии трудно найти такого сменщика Геннадия Зюганова, который одновременно устраивал бы большинство партийной верхушки и партактива в регионах, а также «красного избирателя». Впрочем, Зюганов может уйти, но назло всем не под выборы в Госдуму, а, скажем, к юбилею КПРФ в 2023 году.

И если с созданием нового псевдооппозиционного проекта на партийной поляне к предстоящим думским выборам власти что-нибудь придумают, не очень понятно, что будет с «партией власти» и как в новой Госдуме будет решена задача создания парламентского большинства. Сейчас только ленивый не говорит о плохих электоральных перспективах «Единой России» и ее плачевных рейтингах. Дошло до того, что на выборы в Мосгордуму единороссы пойдут не от партии, а как самовыдвиженцы. Аналогичный трюк якобы применят на осенних выборах и кандидаты в губернаторы.

Но даже такая ситуация пока не повод хоронить «Единую Россию» и строить версии о планах Кремля по созданию на ее обломках новой «партии власти». Проблему могут решить путем очередного реформирования избирательной системы. Например, взять и увеличить мажоритарную долю, как это уже несколько лет делается на выборах в региональные заксобрания. Напомним, сейчас выборы в Госдуму проходят по смешанной системе, когда одна половина депутатов избирается по партийным спискам, а другая по одномандатным округам (50/50). Пара поправок в закон о выборах, и их проводят по схеме 25/75, то есть уже три четверти народных избранников проходят в Госдуму в качестве одномандатников-самовыдвиженцев, а потом вливаются во фракцию «Единая Россия». При такой схеме единороссам вполне удастся сохранить и в следующей Госдуме как минимум простое большинство, а если вновь потребуется конституционное — вступить в союз с ЛДПР.

Дабы придать выборам большей легитимности, власти могут пойти еще на один шаг, помимо запуска новых оппозиционных проектов, — отменить запрет на создание избирательных блоков и одновременно повысить избирательный порог с нынешних пяти процентов до семи. При таком раскладе у реальной оппозиции все равно не будет шансов получить много мест в парламенте, но даже попадание в него одного-двух «любимчиков» протестно настроенных граждан успокоит их еще на пару лет, а на больший отрезок нынешний власти и не планируют.

Елена Земскова