Posted 6 июля 2019,, 09:00

Published 6 июля 2019,, 09:00

Modified 31 января, 23:15

Updated 31 января, 23:15

Вера в необъяснимое дрогнула

6 июля 2019, 09:00
Александр Желенин
За последние тридцать лет объединенными усилиями властей мирских и духовных бог стал для наших соотечественников вполне объяснимым и понятным.

Любопытные результаты опроса опубликовал недавно на своем сайте Всероссийский центр изучения общественного мнения. Сезон отпусков во ВЦИОМе, судя по всему, сочли идеальным временем для опроса граждан на предмет их «веры в необъяснимое». Респондентам задавали следующие, чрезвычайно актуальные в середине лета, вопросы: верят ли они в способность отдельных людей предсказывать судьбу, верят ли они в приметы, в способность отдельных людей колдовать, наводить порчу, и наконец, общаться с душами умерших.

Если внимательно посмотреть на результаты этого исследования, то сразу бросается в глаза то, что за последние почти тридцать лет «вера в необъяснимое» в России значительно ослабла. Так если еще в советском 1990 году количество тех, кто верил в «способность отдельных людей предсказывать будущее, судьбу» составляло 43%, то в 2015 оно возросло до 55%. При этом в 2019-м, таковых оказалось лишь 31%. То есть всего за четыре года количество россиян, верящих в разнообразных предсказателей, сократилось почти вдвое.

Похожие результаты дали и другие вопросы того же рода. Так, если в 1990 году «в приметы» верило 50% россиян, в 2000 — 57%, в 2015 — 50%, то в 2019 — всего 33%. Причем количество скептиков, не верящих в приметы, сегодня составило 44%. Это больше, чем когда-либо за последние 29 лет проведения таких опросов, и даже больше, чем в советском 1990 году, когда не верящих в приметы насчитали всего 26%.

За последние три десятка лет лет категорически разочаровались россияне и «в возможности лечения болезней гипнозом». Так если в 1990 году в такую возможность верило аж 63% опрошенных, а не верило всего 12%, то в 2019 картина радикально поменялась. Сегодня верят в лечение гипнозом 22%, а не верят 51%.

Более чем вдвое, с 33% в 2000 году до 15% в 2019-м, сократилось в России количество тех, кто верит в астрологические прогнозы и советы астрологов.

Характерно, что число тех наших сограждан, кто не верил и до сих пор не верит «в возможность общения с душами умерших» за последние 29 лет осталось неизменным — 67%. Число же тех, кто сегодня считает, что подобное возможно, выросло с тех пор с 10% до 13%. То есть, по сути, также практически не изменилось (колеблется на уровне статистической погрешности).

Отметим, что в опросе ВЦИОМ ожидаемо не задавался вопрос о вере в главное необъяснимое — в бога. По этой причине можно лишь догадываться, чем вызвано такое резкое (в ряде случаев, как мы видели в два раза всего за четыре года!) падение веры в то «необъяснимое», во что охотно верили россияне в конце советской эпохи, и насколько эти тенденции коррелируют с верой (неверием) в бога.

Согласно опросу ФОМ, проведенному в ноябре 2018 года, не считают себя верующими лишь 23% россиян. Таким образом, сравнивая эти два исследования, мы видим, что в сознании значительного числа жителей России бог просто выводится за рамки «необъяснимого» и «непознанного». Из чего можно сделать вывод, что за последние тридцать лет бог, объединенными усилиями власти и церкви, стал для наших соотечественников вполне объяснимым и понятным — если не существом, то сущностью.

В то же время мы знаем, что основные конфессии, получившие в России от власти статус «традиционных религий» весьма настороженно относятся к разнообразным астрологам, предсказателям и прочим посредникам в общении с душами умерших. Не исключено, что именно это негативное отношение представителей «традиционных религий» к «конкурирующим организациям» по части предоставления соответствующих «духовных» услуг, и сыграло определенную роль в росте недоверия российских граждан ко всяким прорицателям «со стороны».

Впрочем, не исключено и другое объяснение снижения в последние годы уровня «веры в необъяснимое». Недавнее противостояние сторонников и противников строительства храма в Екатеринбурге (а до этого подобные случаи наблюдались и в других городах, в частности, в Москве), возможно, является признаком скрытого нарастания недоверия в обществе не только к государственной религии, как к части идеологии власти. Не исключено, что это символическое противостояние было показателем накапливания в обществе скептицизма по отношению к вере в бога как к наиболее яркому воплощению веры в сверхестественное вообще.

У этого явления тоже есть свое объяснение. Образование в России, несмотря на попытки власти и духовенства внедрить в школу некое подобие «закона божия», осталось в целом светским. Конечно, пропаганда религии, в том числе и на самом высоком уровне, при этом никуда не делась. Президент, премьер и другие члены «партии и правительства» со свечками в храме в дни главных религиозных праздников — тоже на месте. Однако и задачи модернизации (сегодня сугубо в военных целях) тоже никто не отменял. Вместе с тем агрессивность клерикальной пропаганды, ассоциация ее с политическим режимом, установившимся в стране — все это отталкивает все большее число людей как от веры в бога, так и от веры в прочее «необъяснимое», становящееся для граждан все более очевидным и понятным.

Александр Желенин