Posted 4 июля 2008,, 08:50

Published 4 июля 2008,, 08:50

Modified 1 апреля, 21:37

Updated 1 апреля, 21:37

Экспортный торг

4 июля 2008, 08:50
Москва пытается поставить под максимальный контроль поставки углеводородов из региона Каспийского моря и, в частности, не потерять экспорт азербайджанского газа. Но за это придется довольно дорого заплатить - Баку грозится построить новые газопроводы в обход России.

Москва пытается поставить под максимальный контроль поставки углеводородов из региона Каспийского моря. Во время первого визита президента Дмитрия Медведева в Баку затрагивались вопросы транзита азербайджанского газа через территорию России. Азербайджан пока размышляет, какое направление экспорта выбрать.

Администрация Ильхама Алиева стоит перед трудным выбором: с одной стороны, ей не следует ссориться с США, которые заинтересованы в том, чтобы как можно больше азербайджанских углеводородов экспортировались по «южному» маршруту, а с другой - следует сохранять хорошие отношения с Россией, которая заинтересована в росте поставок каспийского газа через ее территорию.

В четверг Дмитрий Медведев и Ильхам Алиев провели переговоры в Баку. Наряду с рутинными вопросами межгосударственных отношений обсуждалось будущее азербайджанского газа. Власти Баку должны решить будут ли они экспортировать газ будет главным образом через Турцию, либо основным покупателем станет российский «Газпром».

О рисках, связанных со вторым вариантам, в очень любят говорить в Европе и США. Там опасаются, что российский монополист может использовать поставки как инструмент давления на Запад, а заодно - и на Азербайджан (ведь продавец, не имеющий возможности стабильно прокачивать углеводороды покупателям, страдает не меньше потребителя, остающегося без топлива).

Для России же Азербайджан – слишком выгодный нефтегазовый партнер, чтобы она могла согласиться на поставки газа из этой страны «южным» маршрутом. И дело тут не только в том, что подтвержденные запасы азербайджанского газа к 2015 году оцениваются в 2,6 трлн кубометров, что может вылиться в добычу на уровне примерно 45 млрд кубометров в год через 7 лет, но еще и в том, что Баку хочет контролировать поставки из богатого газом Туркменистана.

Точные объемы запасов, контролируемых Ашхабадом, неизвестны, но они явно больше, чем в «газовых кладовых» Азербайджана. Баку хочет, чтобы газ шел на экспорт по транскаспийскому газопроводу и далее по азербайджанской территории. И если Москва сможет договориться с администрацией Алиева о том, чтобы хотя бы часть этих поставок осуществлялась через систему «Газпрома», это будет серьезная внешнеполитическая победа России.

Пока же азербайджанские чиновники и государственная нефтегазовая компания ГНКАР думают над новыми экспортными коридорами. Первая очередь работающего уже полтора года газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум (Турция) способна прокачивать по «южному маршруту» около 8 млрд кубометров азербайджанского газа в год. Через 7 лет мощность этой магистрали будет расширена в три-четыре раза, а это значит, что «Газпром» потеряет примерно 20-30 млрд азербайджанского газа, которые уйдут на экспорт через турецкую территорию. «Газпрому» может достаться от 15 до 25 млрд кубометров газа в год, и экспортное будущее этого топлива станет предметов сложных и напряженных переговоров, старт которым был дан во время визита в Баку нового российского президента.

«Газпром» обещал Баку закупать практически любые объемы азербайджанского газа по максимально возможной цене. Эксперты говорят, что уже к концу текущего года на европейском рынке топливо может стоить до $400 за тысячу кубометров. Понятно, что цена розничного рынка – эта совершенно не те деньги, которые будет получать производитель углеводорода. Но за лишние десятки долларов вполне можно и поторговаться, что и делает сейчас Баку, причем довольно успешно.

Добиться от Москвы максимально выгодной цены и гарантии закупок по ней на максимально возможный срок довольно просто – для этого нужно как можно чаще повторять, что ГНКАР хочет построить один-два газопровода, которые будут идти параллельно уже действующему Баку-Тбилиси-Эрзерум. Баку, как уже было сказано, рассчитывает не только на собственный, но и на туркменский газ. Поэтому «Газпрому», желающему замкнуть значительную часть экспортных потоков на себя, есть за что торговаться. Представители ГНКАР вполне официально говорят, что сотрудничество с Туркменистаном, Россией и Турцией зависит, по большей части, от двух факторов – цены на сам газ и стоимости его транспортировки.

Как бы то ни было, но по итогам прошедших в четверг переговоров с Алиевым, Дмитрий Медведев заявил, что «полностью удовлетворен их результатами". И дал понять, что часть азербайджанского газа может быть направлена в магистрали «Газпрома»: «Сотрудничество в торговле энергоносителей в ближайшее время получит развитие», - подчеркнул Медведев.

Андрей Михайлов