Posted 24 августа 2008,, 20:15

Published 24 августа 2008,, 20:15

Modified 1 апреля, 20:58

Updated 1 апреля, 20:58

Бюджет цвета хаки

24 августа 2008, 20:15
По оценкам экспертов, военный бюджет России по итогам войны на Кавказе будет усилен незначительно, поскольку Россия имеет возможность увеличивать военные ассигнования и без его перераспределения.

Утвержденный правительством РФ проект федерального бюджета на 2009-2011 годы уже на этой неделе должен быть рассмотрен в Госдуме. При подготовке бюджета правительство и так запланировало увеличение расходов на оборону на 23%, однако скоротечная война на Кавказе резко изменила военно-политическую обстановку в мире.

Разрыв Россией соглашения о сотрудничестве с НАТО, подписание Вашингтоном и Варшавой договора по ПРО и поставкам в Польшу десяти батарей противовоздушной обороны Patriot PAC-3, попытки руководства Украины «запереть» в Крыму Черноморский флот РФ - это только первые последствия кавказской войны. Естественно, они не могли быть учтены при разработке проекта федерального бюджета. А не реагировать на такие угрозы безопасности Россия не имеет права.

Ситуацию может обострить признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, что весьма вероятно. Напомним, 20 августа президент Сергей Багапш обратился к народам мира, парламентам и главам государств с призывом признать Абхазию в качестве суверенного независимого государства. А 22 августа парламент Южной Осетии принял обращение к президенту РФ и Федеральному Собранию России с просьбой о признании независимости республики.

Сейчас «бюджетный» вопрос стоит следующим образом: в каких именно формах и насколько будет усилена оборонная составляющая. Впрочем, как отметил в интервью «Росбалту» депутат Госдумы, академик РАН Сергей Глазьев, перераспределение бюджета в пользу увеличения расходов на армию происходит и без признания независимости Южной Осетии и Абхазии. «В последнее время государственный оборонный заказ вырос пятикратно», - отметил он. При этом эксперт особо подчеркнул, что рост расходов «есть ничто иное, как компенсация чудовищного недофинансирования российских вооруженных сил, происходившего в 90-е годы прошлого века». «Мы лишь приближаемся к минимально необходимому для поддержания обороноспособности страны уровню», - считает депутат.

Тем не менее, эксперт согласен, что определенная корректировка расходной части бюджета в связи с ситуацией на Кавказе возможна. «Думаю, очень незначительная, в пределах 1-2%, связанных с текущим содержанием дополнительного воинского контингента, находящегося на этой территории, - прогнозирует Глазьев. - Но это произойдет в любом случае – признаем мы независимость, или не признаем, все равно нам этот контингент придется содержать во избежание массового убийства мирных граждан».

Гендиректор АКГ «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян, в свою очередь, считает, что «на 99% бюджет останется нетронутым».

«В бюджет всегда закладывается определенный люфт, - подтвердил общую оценку «Росбалту» руководитель Института проблем глобализации, д.э.н. Михаил Делягин. - И относительно незначительное изменение расходов по какому-либо направлению не требует пересмотра бюджета в целом».

«С учетом поступления денег от нефти, газа, металла, дерева и алмазов, изымать деньги на вооружение из других статей бюджета нет необходимости, - развил мысль управляющий партнер НКГ «2К- Аудит — Деловые консультации» Иван Андриевский. - При профицитном бюджете финансовые поступления каждого дня позволяют увеличить расходные статьи ОПК миллиарда на $2».

В целом, эксперты прогнозируют корректировку бюджета в пределах 1-2% (90-180 млрд руб.), не отрицая при этом вероятность дополнительных ассигнований на нужды оборонки из профицитной бюджетной доли (1,9 трлн. рулей). Отметим, что в 2006 году при запланированном официальном военном бюджете в 668,3 млрд. руб. реальная итоговая сумма составила 711 млрд. Так что увеличение оборонных расходов в течение бюджетного года в России - сложившаяся практика, и вряд ли в 2008 году тенденция изменится.

Остается вопрос, на что в первую очередь пойдут дополнительные ассигнования.

На сегодняшний день в проекте бюджета рост расходов на следующий год по статье «Национальная оборона» составит 23,1%, по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» — 30,1%. Соответственно, на национальную оборону запланированы расходы в 1,27 трлн руб, на безопасность - 1,085 трлн руб.

Собственно, приоритетные «оборонные» направления заложенных в бюджет расходов осветила в своем выступлении на недавнем президентском совещании замминистра обороны России по финансово-экономической работе Любовь Куделина. Треть — на нужды флота, часть средств - на внедрение новых видов вооружений: стратегической ракеты наземного базирования «Тополь-М», зенитно-ракетной системы С-400, оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер». Серьезную, но не названную сумму планируется выделить на серийное производство перспективных образцов оружия и техники, а также принятие их на вооружение. Активная фаза модернизации российской армии будет длиться ближайшие 7-8 лет.

При этом 23 августа заместитель начальника Генштаба ВС РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын заявил, что Генштаб сделает выводы из «определенных проблем», возникших с российской военной техникой во время грузино-югоосетинского конфликта. «Техника не идеальна. Мы хорошо это знаем, серьезно к этому относимся и делаем выводы», - уточнил он. Проще говоря, по итогам военной операции планы расходования бюджетных средств должны подвергнуться корректировке с учетом полученного опыта.

Как сообщил в интервью «Росбалту» руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа, член-корреспондент Академии военных наук Анатолий Цыганок, война в Южной Осетии показала, что Россия не имеет средств радиоэлектронного подавления. «Грузинская сторона, например, полностью использовала средства радиолокационного наблюдения во взаимодействии с радиоконтролем и средствами пеленгации, - уточнил Цыганок. - В первые дни боев, как только наши журналисты выходили на связь с сотового телефона, одновременно радиоразведка это фиксировала и моментально наносился удар артиллерии. То есть должны быть нормальные средства разведки. Россия уступает той же грузинской армии в средствах радиоэлектронного противодействия».

«Вы обратили внимание, что пехота везде едет наверху (на броне БТРов)? - продолжил эксперт. - Это не потому, что техника плохая, а потому, что при любом бронебойном попадании или подрыве находящийся внутри машины боевой состав обречен».

Далее, по мнению аналитика, российской армии очень важно перейти на танки Т-90. «Мы воевали старыми танками против современных танков, котрые были дооснащены системами определения «свой-чужой». Также грузинские танки четырехкратно превосходили российские по возможности ведения боев в ночное время, благодаря оснащению тепловизорами...» - отметил Цыганок. В целом же, по его мнению, российская армия нуждается в укреплении космической группировки. «Без ее укрепления Россия и ГЛОНАСС практически не может действовать, - пояснил эксперт. - А если не действует космическая группировка, то не работают все высокоточные средства наведения. При этом следует пересмотреть систему закупок боеприпасов в пользу высокоточных».

По мнению Михаила Делягина, конфликт, в первую очередь, доказал, что российская армия нуждается в современных системах управления огнем и интегрированного управления войсками. Далее - индивидуальные аптечки для личного состава. Делягин отметил, что очень многие российские солдаты их не имели. Кроме того, по мнению эксперта, конфликт лишний раз доказал скорейшуую необходимость вооружения России современными танками: Т-90 или хотя бы модернизированными Т-72. А вот «боевые вертолеты вообще не использовались».

Игорь Чубаха