Posted 21 февраля 2009,, 08:47

Published 21 февраля 2009,, 08:47

Modified 1 апреля, 18:48

Updated 1 апреля, 18:48

Европа выворачивает карманы

21 февраля 2009, 08:47
В Еврокомиссии и Европейском ЦБ разрабатываются сценарии экстремальных ситуаций, которые могут возникнуть в ближайшем будущем в финансовой системе ЕС. Ключевой вопрос таких сценариев: что произойдет, если хотя бы одно государство еврозоны окажется банкротом?

В эпоху финансово-экономического кризиса многие истины, казавшиеся прежде незыблемыми, лопаются как воздушные шарики. А расхожие журналистские штампы, наоборот, приобретают новый, зловещий смысл.

Еще несколько месяцев назад выражение «страна-банкрот» применялось, прежде всего, в своем переносном значении: имелось в виду политическое руководство того или иного государства, дискредитировавшее себя и свою страну некими абсолютно неприемлемыми действиями. Но вскоре это понятие можно будет использовать в его прямом смысле – государство, оказавшееся неплатежеспособным. И речь идет не о странах «третьего мира», а о самых что ни на есть европейских демократиях, членах Евросоюза. По крайней мере, подобной возможности более не исключают даже осторожные в своих прогнозах брюссельские чиновники.

«Евробашню» подмывает с юга

Катастрофически уменьшившиеся платежные возможности стран Южной Европы и угрожающая ситуация, сложившаяся на европейском Востоке, крайне обеспокоили руководство ЕС. Ведь все эти страны, к которым с 2004 года приклеился ярлык «новички Евросоюза», существуют теперь не сами по себе: от развития экономической ситуации в этих государствах в той или иной степени зависит все Сообщество, а также курс евро и доверие к госзаймам других стран.

Так что политики и руководители госбанков стран ЕС волнуются не зря. После предотвращенного в последний момент щедрым европейским займом банкротства Исландии, после слухов о том, что вот-вот объявит о своей неплатежеспособности Венгрия, воронка кризиса угрожает поглотить еще целый ряд членов Евросоюза.

На верхних этажах «Европейской башни» (Eurotower – так называется резиденция Европейского Центрального банка в немецком Франкфурте-на-Майне) и в брюссельской штаб-квартире Еврокомиссии, как пишет европейская пресса, уже сейчас разрабатываются сценарии экстремальных ситуаций, которые могут возникнуть в ближайшем будущем. Ключевой вопрос таких сценариев: что произойдет, если хотя бы одно государство еврозоны в самом деле «вылетит в трубу»?

Политики уже заговорили о вероятности подобного варианта: к примеру, в начале недели министр финансов ФРГ Пер Штайнбрюк заявил в Дюссельдорфе о том, что в «пространстве евро» есть сразу несколько стран, которым всерьез угрожает банкротство. По неподтвержденным пока сведениям, некоторые из них уже обратились к Германии с просьбой о выделении многомиллиардных экстренных кредитов. Подобные слухи лишь подливают масла в огонь катастрофических ожиданий – и неважно, правдивы они или нет.

А вот что уже известно определенно – это серьезнейшие финансовые проблемы ряда государств Южной Европы. Их граждане в минувшие, экономически благополучные, годы охотно приобретали абсолютно надежные (на тот момент) государственные ценные бумаги. Сегодня же, когда кризис повсеместно привел к резкому росту госрасходов, обладатели таких активов сомневаются, что эти государства смогут и далее выплачивать по ним дивиденды. Более того – есть сомнения, что правительства этих стран вообще в состоянии финансировать какие-либо госпроекты, не говоря уж о гарантиях по своим ценным бумагам.
И опасения эти высказывают не простые граждане и даже не экономисты, а международные рейтинговые агентства. Так, на прошедшей неделе агентство Standard & Poor's понизило кредитные рейтинги Греции, Португалии и Испании.

Восточная Европа также является потенциальным кандидатом в банкроты. Эксперт немецкого Deka Bank по восточноевропейским странам Дарья Орлова полагает, что вслед за Венгрией и Латвией на грани несостоятельности могут оказаться Эстония, Литва, Румыния и Болгария. А рейтинговое агентство Moody's на днях опубликовало исследование, указывающее на то, что в Восточной Европе рецессия развивается куда более катастрофическими темпами, нежели в Западной.

Хуже всего приходится восточноевропейским банкам и финансовым системам. Бремя госгарантий, вынужденно выдаваемых здесь по «гнилым» кредитам, растущая ставка рефинансирования и набирающая скорость инфляция местных валют – все это осложняет экономическое положение проблемных стран.

Соседи заплатят за щедрость

Под угрозой быть затянутыми в этот водоворот оказались и западноевропейские банки, ведь именно они господствовали на восточноевропейском финансовом рынке. Прежде всего, это относится к австрийским банкирским домам, но также и к крупнейшим немецким и швейцарским финансовым учреждениям.

Кстати, сама Австрия в последнее время также считается вполне вероятным кандидатом на разорение. В минувшие выходные ведущий экономический журнал этой страны Profil вышел под заголовком: «Грозит ли Австрии банкротство?». Согласно сведениям Банка международных платежей, австрийские государственные органы за последние пять лет отправили в Восточную Европу примерно 230 млрд евро в виде кредитов, что составляет более 70% валового национального продукта Австрии. Из-за инфляции и ослабления восточноевропейских валют эти кредиты вряд ли могут быть выплачены в полном объеме. А страны-заемщики могут оказаться в классической африканской «кредитной ловушке», когда с течением времени выплата даже процентов по кредитам оказывается непосильной задачей.

Не лучшим образом развивается и ситуация с выплатой рисковых премий по государственным ценным бумагам и внутри самой еврозоны. К примеру, греческий десятилетний госзаем отныне должен выплачиваться по гораздо большим рисковым ставкам, чем такой же заем ФРГ. Это означает, что дивиденды по греческим ценным бумагам резко возросли и превышают дивиденды по аналогичному немецкому займу примерно на 3% годовых. То есть, греческое государство вынуждено платить по своим долговым обязательствам гораздо больше, чем немецкое.
Однако инвесторы вовсе не торопятся за греческим «шальным процентом» – большинство из них уверены, что из всех стран еврозоны именно Германия остается самым надежным должником. Кроме того, немецкие госбумаги отличаются высокой ликвидностью.

Дивидендный разрыв между госзаймами разных стран усиливает пропасть между членами еврозоны, заставляет расти государственные долги и разрушает доверие к этим странам со стороны кредиторов. Все это лишь усиливает опасность государственного банкротства. «Даже самые большие оптимисты задумываются сегодня, может ли государство еврозоны, вроде Греции, оказаться неплатежеспособным», – заявил известный американский экономист Барри Айхенгрин в интервью газете Financial Times Deutschland.

В худшем случае последствия такого развития ситуации будут фатальными для европейского пространства: эксперты опасаются, что общая европейская валюта может оказаться под угрозой, а еврозона – попросту развалиться. Впрочем, подобные опасения все же высказываются как наименее вероятные. Большинство экспертов исходит из того, что политики и госбанки наиболее мощных государств ЕС вряд ли бросят партнеров в беде – хотя бы из чувства самосохранения.

Рецепты спасения

Но и здесь остается вопрос: а как, собственно, можно помочь государствам, над которым навис призрак банкротства? Согласно базовым договоренностям Евросоюза, Европейский ЦБ не имеет права выдавать странам еврозоны прямые кредиты или покрывать их долги, печатая дополнительные деньги. Кроме того, в базовых соглашениях присутствует также раздел, запрещающий странам Евросоюза брать на себя долговые обязательства других членов ЕС.

Впрочем, определенные возможности все же имеются: к примеру, ЕЦБ имеет право приобретать ценные бумаги попавших в беду стран-членов ЕС на вторичном финансовом рынке, поддерживая, таким образом, спрос на них и косвенно помогая эмитентам. В США, кстати, Федеральная Резервная Система вполне готова к подобному шагу: ее руководство объявило, что в случае необходимости готово выкупить государственные ценные бумаги американского правительства.

В качестве альтернативного варианта в Европе рассматривается также возможность вместо национальных долговых обязательств ввести в действие общие еврозаймы, распределив ответственность за их надежность на все страны еврозоны. Однако против этого предложения решительно выступает Германия.

Как заявил министр финансов ФРГ Пер Штайнбрюк, этим шагом можно, конечно, достичь снижения процентных ставок в «проблемных» странах ЕС, но в Германии, Франции и других государствах, в которых сегодня ситуация с госкредитами остается стабильной, это приведет к их увеличению и, соответственно, к многомиллиардным расходам. А это, в свою очередь, угрожает расшатыванием западноевропейских «столпов», на которых до сих пор зиждется финансовая система единой Европы.

Борис Альтнер