Россия доиграется

Российский рынок электронных игр растет ошеломляющими темпами, несмотря на кризис. К 2012 году играючи проводить досуг у компьютеров будут 12 млн россиян. И уже самые разные политические и экономические структуры начинают изучать возможность влияния на столь массовую аудиторию.

Российский рынок электронных игр растет ошеломляющими темпами, несмотря на кризис. К 2012 году играючи проводить досуг у компьютеров будут 12 млн россиян. И уже самые разные политические и экономические структуры начинают изучать возможность влияния на столь массовую аудиторию.

По прогнозу компании iKS-Consulting, объем российского рынка электронных игр, распространяемых по сетям связи, в 2009 году вырастет на 50% и составит 10,5 млрд рублей, или $325 млн (рынок-2008 - 7 млрд руб, или $280 млн). Несмотря на кризис, данный рынок продолжает расти весьма завидными темпами. «Структура рынка цифровых игр несколько изменилась вследствие различных темпов роста в отдельных сегментах,. - констатируют аналитики. - Высокие темпы роста продолжают демонстрировать сегменты онлайн и казуальных игр».

Впрочем, в таком росте нет ничего удивительного. Рынок демонстрировал ошеломительные темпы роста и в прежние годы. Например, по оценкам компании J'son & Partners Consulting, только объем рынка многопользовательских онлайн-игр (ММО игр) в России в 2008 году составил 4,9 млрд руб. ($200 млн), увеличившись за год почти вдвое. При этом, с одной стороны, в кризис потребитель выбирает менее затратные виды развлечений, а стоимость одной игры вполне сопоставима со стоимостью билета в кинотеатр. Кстати, одна игра может отвлечь потребителя на пару десятков, а то и сотен часов, а фильм - всего на на несколько часов.

С другой стороны, интернет-аудитория продолжает расти. По среднестатистическим оценкам, в мире играют в онлайн-игры около 10% активных интернет-пользователей (еще около 20% пользователей игры скачивают). В России же, согласно данным «Рамблер ТОП100», с мая 2008-го по май 2009 года среднесуточная аудитория сектора «Игры» в Рунете выросла на 73% и составила почти 3 млн посетителей. Количество просмотров за «условный» год увеличилось на 93%. Общее количество сайтов категории «Игры» в Рунете за первое полугодие 2009 года выросло на 17% и составило 7454. Данный рынок смело можно называть одним из самых быстрорастущих в России.

Портал SuperJob.ru недавно провел анонимный опрос на тему, как россияне «убивают» пустые часы рабочего времени. И самыми популярными способами, наряду с праздным общением между коллегами, оказались компьютерные (и флэш) игры: такие виды развлечений назвали по 9% офисных работников.

Уточним, по оценкам iKS-Consulting с минувшего года к настоящему моменту сегмент распространяемых по сетям связи мобильных игр сократился с 34% до 28%, сегмент казуальных вырос с 8% до 9% (простейшими казуальными играми можно назвать те, которые включаются в стандартную поставку дистрибутивов операционных систем), а онлайн-игр — с 58% до 64%.

Эксперты фиксируют еще несколько руководящих рынком трендов. В компании RUметрика отмечают, что с мая-2008 по май-2009 количество запросов «скачать игры» уменьшилось на 18,5%, запросы «игры онлайн» выросли в 2 раза, запросы «игры купить» выросли на 160%. В iKS-Consulting к трендам причисляют опережающий рост аудитории MMO-игр, ведущий к повышению средней выручки с одного игрока (ARPU); активное предложение участниками рынка новых хитовых игровых проектов: казуальных игр (продолжение линеек «Веселая ферма», «Масяня» и др.), российских («Аллоды Онлайн» и др.) и локализованных зарубежных («ПараПа», «Last Chaos» и др.) онлайн-проектов; реализацию совместных проектов с социальными сетями («В контакте», MySpace, «Мамба» и др.), способствующих привлечению массовой аудитории.

Также в iKS-Consulting подчеркивают, что крупнейшие российские компании (Astrum, Alawar) продолжают расширять свое присутствие на мировом рынке, развивая дистрибуцию в Китае, Германии, Польше, Финляндии, Турции и других странах. А в J'son & Partners Consulting среди значимых тенденций последних лет на российском рынке игр называют начавшийся процесс консолидации российских компаний, а также приход крупных зарубежных разработчиков.

То есть данный рынок останется весьма привлекательным и в будущем. Настолько привлекательным, что в отдельных государствах ему готовы присвоить стратегический статус. Например, в октябре Генеральная администрация прессы Китая (General Administration of Press) опубликовала постановление, по которому иностранным компаниям запрещено инвестировать средства в местную индустрию игр в какой угодно форме, и даже оказывать техническую поддержку.

«Росбалт» также отмечает несколько трендов на российском рынке компьютерных игр. Во-первых, появление игр «с национальным колоритом»: «Войны русов», «Московия», «Империя: Смутное время»... Во-вторых, данному рынку все больше внимания уделяют российские участники совсем других игр. Например, собственную бесплатную браузерную экономическую онлайн игру «Рашка» запустила инвестиционная компания «Финам». А Министерство обороны РФ намерено обеспечивать с помощью компьютерных игр военно-патриотической направленности должное воспитание будущих призывников.

Похоже, понимать, что игра в стратегии — дело стратегически важное, начинают и в России. Тем более, по оценкам J'son & Partners Consulting, аудитория онлайн-игр в России может приблизиться к отметке 8 млн к 2012 году. Проще говоря, по влиянию на массовую аудиторию игры начнут соперничать с телеканалами, ведь только восемь российских телеканалов могут похвастаться ежедневной аудиторией более 5 млн зрителей.

Игорь Чубаха