Posted 12 ноября 2009,, 14:52

Published 12 ноября 2009,, 14:52

Modified 1 апреля, 15:59

Updated 1 апреля, 15:59

"2012": сценарий Медведева для госкорпораций

12 ноября 2009, 14:52
В послании к Федеральному собранию президент РФ заявил, что госкорпорации доказали свою бесперспективность. Однако программные задачи с них не снимаются, и вопрос сроков реорганизации остается открытым.

Президент РФ Дмитрий Медведев пришел к выводу, что госкорпорации в современных условиях «в целом» являются бесперсперспективной формой собственности. Об этом он заявил в ежегодным послании Федеральному собранию.

Напомним, 10 ноября генеральный прокурор Юрий Чайка и помощник президента – начальник контрольного управления Константин Чуйченко доложили Медведеву о результатах проверки эффективности работы российских госкорпораций. «Проверкой установлены факты невыполнения возложенных законом на государственные корпорации функций и задач, несоответствие деятельности корпораций целям, сформулированным в федеральных законах об их создании, нецелевого и неэффективного использования государственными корпорациями имущества и финансовых средств, переданных им государством, - заявил Чайка. - Выявлены нарушения законодательства при реализации государственными корпорациями функций, предусмотренных федеральными законами об их создании».

Правда, сомнения в целесообразности существования госкорпораций Медведев выражал еще до оглашения результатов проверки этих структур. «Я считаю, что мы в какой-то момент выпустили из-под контроля создание государственных корпораций, — отмечал он, выступая в конце прошлого месяца на встрече с руководством Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). - Это не значит, что завтра их нужно закрыть, они будут работать. Но в конечном счете встанет вопрос — или акционерное общество или ликвидация деятельности».

Вполне вероятно, если бы президент не озвучил свою позицию, итоги проверки сейчас не звучали бы так жестко. Возможно, агрессивно критикуя госкорпорации, Чайка и Чуйченко просто говорили то, что хотел услышать президент. В итоге Медведев вынес приговор: «Корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны по завершении деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством».

При этом он не исключил возможность продажи этих АО частным инвесторам. Такая либеральная устремленность экономической новации президента имеет, как минимум, две предпосылки. Во-первых, в период кризиса стало очевидно, что госкорпорации не двигают экономику вперед. Более того, они служат своеобразным «пугалом» (одним из многих) для иностранного инвестиционного капитала, которого сейчас так не хватает, и который в принципе не прочь начать возвращаться в Россию. А значит, для демонстрации доброй воли хотя бы одним из пугал следует пожертвовать.

Во-вторых, несмотря на регулярно звучащие сверху призывы, Россия не торопится становиться на инновационный путь развития. Например, по оценке главы РСПП Александра Шохина, на сегодняшний день доля инновационных проектов в российской экономике находится на уровне статистической погрешности - в пределах 1%. Поневоле приходится вспоминать принцип: «Не хочешь — заставим». То есть лишение статуса — это, как минимум, лишение привилегий.

В настоящее время (с юридической точки зрения) в России функционирует семь госкорпораций — Внешэкономбанк, «Ростехнологии», Агентство по страхованию вкладов, «Росатом», «Олимпстрой», Фонд содействия реформированию ЖКХ и «Роснано». И конкретных нареканий у проверяющих не вызвала только госкорпорация «Росатом». Но еще три структуры, хотя госкорпорациями не считаются, выполняют похожие функции: Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная судостроительная корпорация и Российские автомобильные дороги («Росавтодор»). Их дальнейшая судьба номинально остается под вопросом.

Отметим, что максимальное число нарушений выявлено у «Роснано» - структуры, по сути назначенной стать флагманом инновационного прорыва всей российской экономики. «Из переданных корпорации 29 ноября 2007 года (то есть прошло уже 2 года) 130 миллиардов рублей на 1 июля 2009 года освоено всего 10 миллиардов, из них 5 миллиардов – на обеспечение своей текущей деятельности», - заявил Чайка.А ведь еще месяц назад государство взирало на «Роснано» с благосклонностью. Например, 8 октября премьер-министр РФ Владимир Путин поручил Министерству финансов обеспечить выделение Российской корпорации нанотехнологий в 2010 году 54 млрд рублей.

То есть, показав пряник, власть теперь демонстрирует кнут, лишая «инновационные локомотивы» госкорпорационной неприкосновенности. При этом программные задачи «локомотивов» с обсуждаемых структур не снимаются. По данным «Ведомостей», на очередное заседание Комиссии по модернизации под руководством Медведева в конце ноября будут приглашены представители «Роснано», Внешэкономбанка и других госкорпораций — видимо, чтобы выслушать повышенные требования по модернизации производства и развитию инноваций.

Вопрос о том, какие госкорпорации подвергнутся юридическим преобразованиям, и в какие сроки это произойдет, государство пока считает целесообразным оставить открытым. Поэтому президент не сам озвучил конкретику, а перепоручил эту работу своему помощнику по экономике Аркадию Дворковичу. Комментируя послание, Дворкович заявил, что в 2010 году «могут быть преобразованы в акционерные общества» Внешэкономбанк, «Ростехнологии» и «Роснано». Не «будут», а именно «могут быть». «Проштрафившимся», если они проявят рвение, вполне могут дать дополнительное время «оправдать доверие».

Медведев же в рамках послания озвучил свое видение госучастия в экономике в целом. «Мы обязаны заняться модернизацией государственного сектора. Его доля не опускается ниже 40%. На период кризиса роль государства в экономике, естественно, возросла. Причем, конечно, эта тенденция наблюдается во всем мире, но с точки зрения долгосрочных перспектив ничего хорошего в этом нет», - сказал президент. В соответствии с его поручением, программа сокращения госсектора должна быть завершена до 2012 года — то есть до конца нынешнего президентского срока.

Конечно, госсектор и госкорпорации — номинально не одно и то же. Но в российской экономике все очень переплетено. Например, как напомнил руководитель Центра анализа международной политики ИГСО Михаил Нейжмаков, РЖД, «Роснефть» или «Газпром», являясь акционерными обществами, также часто используются в качестве проводников государственной политики - в том числе, на международном уровне. Поэтому можно предположить, что 2012 год и есть конечная дата существования госкорпораций в нынешнем виде и с нынешним пакетом задач.

Отметим, что сегодня же состоялась российская премьера фильма-катастрофы Роланда Эммериха «2012 год». По сюжету, в 2012-м на планете Земля настает конец света. Анализируя президентское послание, можно сделать вывод, что для госкорпораций все только начинается.

Игорь Чубаха