Posted 27 ноября 2009,, 21:09

Published 27 ноября 2009,, 21:09

Modified 1 февраля, 03:24

Updated 1 февраля, 03:24

Чужие газы России ни к чему

27 ноября 2009, 21:09
Россия довольно опрометчиво пообещала снизить эмиссию парниковых газов на 25%. Между тем, уже сегодня ей приходится отвечать не только за собственные выбросы. Единственный способ избежать экономического суицида - заняться инвентаризацией СО2.


Меньше двух недель осталось до начала климатического саммита в Копенгагене, на котором будет подготовлено новое соглашение по выбросам парниковых газов. Протокол, который придет на смену Киотскому, будет действовать с 2013 года и может сыграть с Россией злую шутку.

Президент Дмитрий Медведев в преддверии важнейшего саммита довольно опрометчиво, как считают некоторые эксперты, заявил о том, что Россия готова снизить эмиссию парниковых газов к 2020 году на 20-25% (ранее планировалось сократить выбросы максимум на 15% по сравнению с 90-м годом). Соблюдение Киотского протокола не требовало от России существенных усилий, промышленность в 90-х находилась, по большому счету, в состоянии комы, и у страны еще оставался значительный запас по выбросам - около 30%.

С учетом того, что сейчас отечественная промышленность функционирует, но при этом остается весьма энергозатратной, обещание президента Медведева кажется, мягко говоря, трудновыполнимым. Например, Китай, прогнозируя дальнейший экономический рост, опасается брать на себя климатические обязательства. Между тем, именно эта страна является сегодня главным загрязнителем планеты, поскольку основную долю электроэнергии до сих пор получает благодаря сжиганию угля. Доля Китая в общем объеме парниковых газов составляет 24%, США - 21%, стран ЕС - 12%, Индии - 8%, тогда как России - всего 6%.

Российская делегация в Копенгагене будет настаивать на учете роли лесов при расчете выбросов, поскольку Россия считается "легкими планеты". А также добиваться того, чтобы базовым годом для расчета норм вновь считался 1990-й, а не 2005-й или 2007-й. Иначе Россия сможет выполнить нормы климатического соглашения только путем экономического суицида. По мнению доктора экономических наук Андрея Илларионова, экономический рост в России приведет к тому, что еще до конца нынешнего десятилетия уровень вредных выбросов в атмосферу вернется к показателям 1990 года. Таким образом, в стране не останется невостребованных резервов по выбросам, которые она могла бы продавать, чтобы получать финансовую выгоду от ратификации договора. А после 2012 года (в течение которого должны быть достигнуты самые низкие уровни антропогенных выбросов парниковых газов, установленные в протоколе) России придется пойти на большие расходы для снижения уровня вредных выбросов.

Как отмечают эксперты, России необходимо серьезно заняться подсчетом чужих выбросов в своей доле. Среднестатистическое направление движения воздушных потоков в центральной части Евразии осуществляется с запада на восток. "И какие бы над этой территорией циклоны не развивались, они создают лишь локальные "выплески", эпизодически изменяющие генеральное направление движения воздушных масс. Поэтому основной поток воздуха, а с ним и "чужие" газы антропогенного происхождения, в частности СО2, приходят на Россию с запада. Так устроена наша, вращающаяся в одну сторону, Земля", - пояснил "Росбалту" председатель международной экспедиции "Россия-ЕС за открытый диалог по энергетическим и экологическим проблемам" гендиректор "НПО Аэроэкология", к.т.н. Александр Комиссаров.

Из-за трансграничного переноса на российской территории оказывается довольно значительная часть парниковых газов из стран ЕС, и из-за отсутствия контроля эти чужие газы приписывают России. Если не начать проводить так называемую инвентаризацию выбросов, разграничивать газы на свои и чужие, то эти объемы будут приписывать России и позже, когда нормы по эмиссии неминуемо ужесточатся.

Очевидно, что ЕС не заинтересован в такой активности со стороны России. Яркая иллюстрация - решение вопроса бункерного топлива. "Например, сейчас нам уже выставляются по сути неправомерные требования по двойной оплате выбросов при пролете самолетов наших авиакомпаний и движении морских судов в зоне Евросоюза. Но ведь выбросы от российских самолетов и судов, за которые ЕС требует оплаты, потом к нам же и возвращаются! И учитываются как российские. Мы платим дважды", - возмущается Комиссаров. В таких условиях проблема явного загрязнения России парниковыми газами с европейского континента становится более чем актуальной.

Институт физики атмосферы РАН проводил большой цикл работ по исследованию парниковых газов на обширной территории России, уже разработаны качественные математические модели, позволяющие прогнозировать перемещения, составы и концентрации данных газов. Однако пока малозатратной и эффективной методики такого мониторинга в России нет. Как рассказал Александр Комиссаров, для исследования парниковых газов в атмосфере сегодня в мире задействован значительный арсенал средств. Возводятся специальные стационарные вышки-станции, применяются подвижные наземные исследовательские лаборатории, легкомоторная авиационная техника, запускаются специальные исследовательские спутники и орбитальные лаборатории, разрабатываются всевозможные математические модели имитации процессов в атмосфере.

Однако вышки, самолеты и спутники - слишком дорогое удовольствие, и при этом они обеспечивают лишь выборочные данные. Подвижная лаборатория-обсерватория на базе поезда Москва - Хабаровск, безусловно, более "продвинутый" вариант. Ученые ведут наблюдения за газовым и аэрозольным составом атмосферы планеты, а также за химическими, радиационными и термодинамическими выбросами с земной поверхности. Благодаря этой лаборатории на колесах можно, используя математическое моделирование, получить достоверные данные и подробные картины распределения концентраций практически по всей территории России. "Однако специфика проведения подобных наземных газометрических измерений не позволяет получать информацию по вертикальным срезам атмосферы, что существенно сужает возможности этой мощной исследовательской лаборатории, и не дает возможности в прогнозировании полной картины распределения и депонирования антропогенных выбросов на территории России", - отмечает Комиссаров.

Другими словами, модели для расчета есть - данных не хватает. И тут могут помочь аэростаты. Перемещаясь "по потоку", они могут достигать высоты в 3 км, а при оснащении моторами - и все 5 км. Аэростаты не привязаны к местам базирования, автономны, не имеют ограничений по перемещениям, то есть данные можно получать практически в любой точке России. По данным Федерации воздухоплавания РФ, сейчас в России насчитывается около 200 пилотируемых аэростатов. Они способны нести приборное оборудование массой до 250 кг с обслуживающим его оператором-экологом. Но пока исследования воздуха можно проводить лишь в лабораториях, отечественных приборов для мгновенных измерений нет. Хотя технология отбора воздуха в специальные фляги-пробоотборники и сертифицирована Всемирной метеорологической организацией, безусловно, она усложняет процесс сбора данных. Можно было бы закупать импортные устройства, но лучше ускорить процесс разработки российских измерителей.

Ученые уверены, что система из аэростатов, созданная вдоль границы, могла бы четко фиксировать и выявлять источники и объемы антропогенных выбросов, поступающих из соседних государств. А следовательно, исключать чужие выбросы из зоны ответственности России. Международная исследовательская экспедиция "Россия-ЕС за открытый диалог по энергетическим и экологическим проблемам", запланированная на начало 2010 года, должна стать пилотным проектом в этом направлении. В его рамках предполагается отработать технологию так называемой аэростатической инвентаризации выбросов. Аэростаты пройдут по территории России и далее по Европе до Парижа. Уже сформирован оргкомитет, проведены консультации с учеными, совместно с министерством спорта, туризма и молодежной политики проведены необходимые расчеты, осуществлена подготовка аэростатов для оснащения ее приборным оборудованием и проведена соответствующая аттестация экипажей.

"С Россией никто не будет церемониться, - говорят идеологи проекта. - Страны, участвующие в Киотском протоколе, уже сегодня занимают жесткую позицию в отстаивании своих интересов, поэтому нашей стране также нужны жесткие научно обоснованные аргументы, а их, к сожалению, сегодня явно не хватает". Очень велика вероятность того, в новом протоколе базовым станет не 1990-й год. Очевидно, что, если Россия сегодня не озаботится инвентаризацией выбросов парниковых газов, то завтра подсчетом займутся европейские борцы с СО2. И результаты могут оказаться не в пользу России.

Светлана Коробейникова