Posted 6 августа 2010,, 10:33

Published 6 августа 2010,, 10:33

Modified 1 апреля, 12:49

Updated 1 апреля, 12:49

Кого накроет "второй волной"

6 августа 2010, 10:33
Российскую экономику должна накрыть вторая волна приватизации – спустя полтора десятилетия после первой. Новый этап приватизации в России может пополнить бюджет, но обескровить корпорации.

Новый этап приватизации в России может пополнить бюджет, но обескровить корпорации.

Российскую экономику должна накрыть вторая волна приватизации – спустя полтора десятилетия после первой. Правительству предлагается приватизировать пакеты акций крупнейших госкомпаний и банков. В план приватизации на 2011-2013 годы включены «Роснефть», ФСК, «Русгидро», Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, «Совкомфлот». Объединенная зерновая компания (ОЗК), «Росспиртпром» и «Росагролизинг». Приватизация никогда не прекращалась и шла в последнее время в консервативном режиме. Главный аргумент в пользу одновременной продажи весьма ценных активов – стране нужны деньги для сокращения дефицита бюджета.

За последние годы Россия резко увеличила расходы. А это означает, что уже вскоре для покрытия дефицита бюджета России придется прибегнуть к заимствованиям, внутренним или внешним. На фоне уменьшения внешнего долга государство может позволить себе кредитование на зарубежных рынках, но внешние заимствования повлекут за собой дополнительные расходы на обслуживание долга. Дефицит бюджета в принципе можно ликвидировать, используя и очевидные инструменты воздействия на экономику: увеличение налогов и снижение бюджетных расходов. Но – не в условиях кризиса.

На первый взгляд приватизация представляет собой политически безопасный способ сокращения бюджетного дефицита. Если бы дефицит был временным, средства от продажи госпакетов попросту залатали бы бюджетные дыры. Между тем уже сегодня очевидно, что преобладание расходов над доходами будет долгосрочным. Кроме того, увеличение доли частных инвесторов в капитале компаний и числа их представителей в советах директоров повлекут за собой требования об изменении дивидендной политики.

Как заявила министр экономического развития Эльвира Набиуллина, «приватизация должна носить не только фискальный характер и не столько приносить доходы в бюджет, приватизация для нас – это возможность повлиять на структуру российской экономики. Мы заинтересованы в развитии конкуренции, развитии частного сектора, а доля государства должна падать». Итак, делается заявка на новую структурную политику. Насколько она проработана? Об этом можно судить хотя бы по тому, что на вопрос об уровне, до которого должна снизиться доля государства в госкомпаниях, чиновники пока не дали адекватного ответа. Известно только то, что продавать будут миноритарные пакеты акций. Впрочем, правительство еще не утвердило даже перечень госкомпаний, подлежащих приватизации. Первоначальный список уже был изменен - в него были добавлены «Росагролизинг», «Росспиртпром» и ОЗК, но исключены РЖД и АИЖК.

«Мы считаем, что РЖД еще до конца не исполнили свое предназначение быть в том числе инструментом инфраструктурной реформы на железнодорожном транспорте, и нужно еще обсуждать, избавляться от какого-то пакета акций РЖД или нет, насколько это повлияет на то, что будет делаться на железнодорожном транспорте», — пояснил принятое решение по поводу РЖД директор департамента имущественных отношений Минэкономразвития Алексей Уваров. Вряд ли подобное объяснение можно назвать исчерпывающим.

До сих пор неясно, включена ли в план приватизации «Транснефть». Обсуждаются варианты продажи различных пакетов. При этом многие наблюдатели (и авторы этих строк) считают решение о продаже пакетов инфраструктурных монополий опасным в принципе. Александр Дармин, ведущий аналитик ИА «Neftegaz.Ru», считает, что приватизация транспортных компаний, таких как «Транснефть», может привести к негативным последствиям. Так, станет реальной угрозой разделение компании по сферам деятельности или по географическому положению.

К негативным последствиям для «Транснефти» можно отнести ожидаемый прямой отток средств из компании. Владельцы евробондов, эмиссию которых компания осуществляла в августе 2008 года, могут потребовать их досрочного погашения, если доля государства снизится. Расходы на погашение евробондов могут дойти до $4 млрд. В результате компания должна будет отказаться от расходов на модернизацию системы магистральных нефтепроводов, а реализация проектов БТС-2 (включая порт Усть-Луга) и «Пурпе-Самотлор» (от которого зависит заполнение ВСТО) будет поставлена под угрозу. Еще одним следствием приватизации компании может стать вынужденное повышение тарифов на транспортировку нефти.

Не готова к приватизации и «Роснефть». Вице-президент компании Питер О’Брайен заявил, что государство может столкнуться со сложностями при сокращении своей доли в «Роснефти», так как инвесторам нужна ясность с налогами, чтобы оценить перспективы развития компании. Продажа государством акций «Роснефти» явно будет более целесообразной после реформирования налоговой системы.

Термин «прихватизация» появился как ответ граждан на беспорядочные, коррумпированные и в конечном счете невыгодные для национальной экономики решения середины 90-х годов. Очень значительная часть населения России негативно относится к итогам первой волны приватизации, считая ее несправедливой и нелегитимной. Общественное недовольство может легко возникнуть вновь.

Пока у правительства нет ни ясной программы, ни законодательной базы для нового этапа приватизации, ни понятного целеполагания. Риск роста спекуляций реализуемыми акциями госкомпаний высок. Это означает, что фондовый рынок будет лихорадить постоянно. А средства от продажи акций госкомпаний, конечно, пополнят бюджет. Но не смогут покрыть прямые и косвенные убытки корпораций, вызванные изменением структуры собственности.

Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), кандидат исторических наук,

Елена Прядехина, аналитик АПЭК