Posted 26 октября 2010,, 12:49

Published 26 октября 2010,, 12:49

Modified 1 апреля, 11:34

Updated 1 апреля, 11:34

Медведев недоволен воплощением в жизнь программы энергосбережения

26 октября 2010, 12:49

НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ, 26 октября. Целый ряд организационных проблем мешает полноценному старту ключевой для дела модернизации России программы энергосбережения и энергоэффективности. Об этом президент РФ Дмитрий Медведев заявил, открывая здесь заседание президентской комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики страны, заметив, что место избрано не случайно.

По оценке президента, "в Набережных Челнах очень много было за последнее время сделано в этом направлении. Результаты есть, они есть и в других местах". Главные результаты, по словам президента, как передает ИТАР-ТАСС, "заключаются в том, что реальная энергоэффективность становится другой. И обычные граждане, и организации, которые располагаются в соответствующих помещениях, деньги экономят. Это, наверное, самое главное".

Работу по энергосбережению и обеспечению энергоэффективности, Медведев назвал "ключевым направлением для модернизации экономики и социальной сферы страны". "Решая эти задачи мы по сути создаем контуры новой экономики, повышаем конкурентоспособность наших товаров и услуг, создаем новые предприятия, новые отрасли, вносим вклад в улучшение экологической ситуации и качества жизни",- отметил он.

"Проект этот сложный и надо признаться, в общем, сделано пока немного", посетовал он, добавив, что "уже начали этим заниматься все-таки по-взрослому".

Напомнив о принятом почти год назад законе об энергосбережении и повышении энергоэффективности, президент перечислил целый ряд "очевидных проблем", с которыми в этой связи сталкиваются граждане, частные компании и бюджетный сектор.

"Законом определены сроки обязательной установки приборов учета (теплой и холодной воды, а также многотарифные для электроэнергии), но пока не существует четких требований к их функциям и качеству",- отметил Медведев. В этой связи он призвал эти нормы "безотлагательно разработать и ввести в практику". "В марте я давал поручение запустить пилотные проекты по системам интеллектуальных приборов учета",- сказал он, потребовав доложить, как продвигается эта работа.

Он сообщил, что перед заседанием осмотрел несколько объектов с уже установленными счетчиками, сделанными в Татарстане. "Они может быт не самые суперсовременные, но самое главное - они свои и уже работают, но надо думать и о более современных поколениях приборов".

"Второе,- продолжал президент. - В законе сказано, что средства, сэкономленные при рациональном использовании электроэнергии, остаются в распоряжении бюджетных организаций и могут направляться на самые насущные нужды, например, на увеличение заработной платы". Он озадачил присутствующих вопросом, "какие механизмы в развитии этих норм уже созданы?",- заметив, что "есть информация, что многие директора школ, заведующие поликлиник и детских садов, просто не знают об этих нормах, а если знают, то не верят, что эта норма будет работать".

Третьим пунктом, по оценке Медведева, являются медленные темпы энергообследований в бюджетном секторе. При этом, президент признал, что здесь есть "и объективные причины - саморегулируемые организации энергоаудиторов пока только формируются, необходимо, чтобы аудит заработал как можно быстрее - нам нужны реальные сведения о потенциале энергосбережения". Он уточнил, что "аудит должен быть профессиональным и сплошным".

Четвертой проблемой, нуждающейся в решении, глава государства считает отсутствие у бюджетных структур собственных инструментов для привлечения инвесторов. "У бюджетных организаций должны быть возможности для привлечения частных инвестиций, надо быстрее снимать барьеры для применения энергосервисных контрактов",- подчеркнул он.

Наконец, подытожил Дмитрий Медведев, "это может быть самое важное, должны в полную силу заработать региональные программы энергоэффективности".

"В настоящий момент разработаны и утверждены 54 региональные программы, в стадии обсуждения находятся 25, а в стадии разработки 4 программы. Надо поторопить наших коллег губернаторов быстрее этим заниматься, а кто неспособен этим заниматься, хотелось бы знать что вам мешает. Пока даже качество этих документов оставляет желать лучшего. Не везде определены целевые показатели и индикаторы исполнения программ, не конкретизированы мероприятия и механизмы финансового обеспечения и управления программами,- уточнил он. - В бюджетах многих регионов соответствующие расходы не предусмотрены". Назвав эти расходы, необходимыми "даже в нынешний период", трудный для многих регионов, "инвестициями в будущее", Медведев напомнил, что впоследствии эти вложения "приведут к снижению расходов бюджета".

С 1 января этого года в России началась практическая реализация закона об энергосбережении и о повышении энергоэффективности, подписанного в ноябре 2009 года Дмитрием Медведевым.

Документ вводит прогрессивные ограничения на оборот ламп накаливания, устанавливает требования по маркировке товаров с учетом их энергоэффективности, по обязательному коммерческому учету энергоресурсов, по энергетической эффективности новых зданий и сооружений и сокращению бюджетных расходов на приобретение энергоресурсов. За пять лет с 2010 по 2015 годы в потребление энергоресурсов в бюджетной сфере должно быть сокращено не менее чем на 15 % к уровню 2009 года.

Кроме того, предусматривается введение для наиболее энергоемких организаций обязанности по проведению энергетических обследований, утверждение программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере, введение в гражданский оборот энергосервисных контрактов, переход к долгосрочному тарифному регулированию и создание единой (межведомственной) информационно-аналитической системы по энергетической эффективности.

В законе установлены графики установки приборов учета и энергоэффективных ламп с соответствующими финансовыми стимулами, включая возможность субсидирования %ентных ставок по кредитам на реализацию таких проектов.

Ряд норм были внесены в закон по предложению Дмитрия Медведева. Среди них - запрет на оборот ламп накаливания мощностью более 100 ватт с 1 января 2011 года, и поэтапное прекращение производства с 2013 года - ламп накаливания, начиная с 75 ватт, с 2014 - и 25-ваттных.

Закон обязывает собственников зданий, введенных в эксплуатацию на день вступления его в силу, завершить оснащение домов приборами учета воды, газа, тепловой энергии, электроэнергии и ввести их в эксплуатацию до 1 января 2011 года. С 1 января 2012 года собственники жилых домов или квартир обязаны обеспечить оснащение домов такими приборами, а многоквартирные дома должны быть снабжены коллективными приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами.