Posted 23 февраля 2011,, 09:29

Published 23 февраля 2011,, 09:29

Modified 1 апреля, 09:33

Updated 1 апреля, 09:33

"Для спасения экономики Латвии года не хватит"

23 февраля 2011, 09:29
В Латвии не работают ни политические, ни экономические механизмы. О том, что делать в сложившейся патовой ситуации, рассуждает президент Института европейских исследований Александр Гапоненко.

В экономике Латвии сложилась патовая ситуация - чиновники держатся у власти, и нынешний премьер их полностью устраивает. Он сохранил стабильность, но загубил бизнес. Не поменять премьера Домбровскиса – не изменить экономику; экономику не изменишь – потому что сидит Домбровскис, которого уже прозвали Гудини за умение манипулировать ситуацией. В настоящее время не только экономический, но и политический механизм остановил свое движение, уверен президент Института европейских исследований (Латвия), доктор экономики Александр Гапоненко.


- Как меняется и на что ориентируется инвестиционная политика Латвии в настоящий момент?

- По оценкам инвестиционного потенциала Латвии аналитиками, в докризисный период треть инвестирования в латвийскую экономику составляли внутренние инвестиции, а две трети приходили из-за рубежа. Из них, в свою очередь, одна треть приходилась на Евросоюз, а другая треть была частными инвестициями, но они носили в основном спекулятивный характер: что-то вкладывалось в недвижимость, что-то лежало в банках и т. д.

Когда разразился кризис, частные капиталовложения практически прекратились, в недвижимость перестали вкладывать деньги, значительно снизился и объем банковских инвестиций. Инвестиции же Евросоюза значительно сократились – Латвия как часть ЕС должна принимать участие в софинансировании европейских инвестиционных программ (в соотношении приблизительно 50 на 50). Латвия в этот период не выделяла денег на софинансирование европейских инвестиций, и, соответственно, поток европейских вливаний упал.

В целом, за прошлый год инвестиции в экономику Латвии сократились в три раза. Сейчас наблюдается чистый отток капиталов. Показатель накопленных иностранных инвестиций стал стремительно уменьшаться. Недвижимость вывезти нельзя, а вот депозиты из Латвии стали активно выводить, в первую очередь, скандинавские банки. У них ужесточились нормы, а свои вложения сюда они сделали в основном из-за пенсионных фондов. Swedbank совершал спекуляции, которые, в общем-то, строго запрещены законом – делались инвестиции в расчете на зарабатывание денег на этих спекуляциях, в результате банк «пролетел» очень сильно. И чтобы прийти к нормативам в тех странах, откуда эти банки родом, сейчас они накапливают и выводят деньги – это четко прослеживается по статистике. Думаю, что такое положение будет продолжаться еще года два.

- А что в отношении недвижимости, которую скупают банки?

- Тут есть одна особенность. Банки держат высокие цены на недвижимость. Чтобы последствия кризиса рассосались, нужно, чтобы эта недвижимость либо вошла в коммерческую деятельность, либо в ней стали жить люди, тогда она не будет висеть ярмом на шее банка. В стратегическом плане это нужно было бы банкам, но тактически им это невыгодно, потому как если банки продают здания и квартиры дешевле, чем они у них по закладам, то, естественно, терпят убытки. И банки, все вместе, скупают недвижимость по высокой цене и держат высокий уровень цен, который не соответствует действительности. Но до тех пор, пока они держат эти цены, недвижимость не используется, не приносит дохода ни собственнику, ни государству. Это тупиковый путь. Отчасти поэтому мы не можем выбраться из кризиса.

И в этих условиях новые капиталовложения со стороны Запада бессмысленны. Что-то, конечно, еще продолжает идти со стороны Евросоюза - финансирование каких-то проектов, но очень-очень немного. А в частный сектор инвесторы не идут, потому как общая бизнес-среда сильно ухудшилась.

- В чем конкретно видно это ухудшение?

- В цифрах это выглядит примерно так: у нас была налоговая нагрузка на валовой внутренний продукт на уровне 32-33%, а теперь она поднялась до 40%. Этот уровень уже выше среднего, и он уже приближается к Швеции, где он достигает 45%. Но в Швеции значительную часть собранных налогов тратят либо на производственные инвестиции, либо перераспределяют на социальные службы. И люди охотно платят, потому что они знают, что в результате у них будет значительное пособие по безработице, бесплатное образование и т. д.

У нас же значительная часть собранных бюджетных средств проедается аппаратом. По разным оценкам, это приблизительно 20%. Во всех странах это 10%, а у нас – 20%. И этот факт тоже застопоривает экономическое развитие. Все международные кредиторы, когда дают программу нашему правительству с указанием, какие пункты надо выполнить, обязательно указывают, что надо сократить затраты на административный аппарат, уменьшить численность аппарата, уменьшить его заработную плату, провести его рестуктуризацию и т. д. И ни один это пункт не выполняется по той причине, что это социальная база для правительства, для нынешних правящих партий.

Численность чиновников в Латвии формально - где-то 85-86 тысяч, членов их семей – около 100 тысяч, соответственно избирателей – 200 тысяч. Вот эти 200 тысяч и проголосовали на выборах за нынешнюю коалицию. Чиновники держатся у власти, и нынешний премьер их полностью устраивает, он их не тронет, он сохранил стабильность, правда, загубил бизнес. В результате сложилась патовая ситуация: не поменять Домбровскиса – не изменить экономику; экономика не меняется – потому что сидит Домбровскис. Домровскиса уже прозвали Гудини, за то, что он так умеет манипулировать ситуацией в стране. И в настоящее время можно говорить о том, что не только экономический, но и политический механизм застопорил свое развитие.

- Какое развитие событий возможно в этой ситуации?

- Правительство держится на том, что проедает кредиты, полученные страной, иначе все давно бы рухнуло. Идеальный вариант развития событий таков – население, не чиновники, а широкие массы, проявляет социальное недовольство и выходит на улицу с протестом. Правительство падет, и на его место придет новое - уже рассматривается вариант «Центра согласия» и зеленых.

Новое правительство начнет решать задачу, связанную с госаппаратом.

Но этот идеальный вариант развития событий при ближайшем рассмотрении очень сомнителен. Сколько времени дадут избиратели новой коалиции на реализацию проекта? Полгода, ну год.

А ситуация так загнана, что за год ничего не сделаешь, нужно года три для решения проблем. Этого времени новому правительству не дадут. Народу понравится выходить на улицу, и через год этому правительству также скажут – вы не справились, уходите!

В этом направлении у нас, кстати, действуют американцы. После выборов они очень активно проталкивали в коалицию «Центр согласия». Расчет был такой: сейчас русские придут во власть, посидят там недолго, ничего не сделают, дискредитируют себя, и больше на выборах не получат такого большого количества голосов. И сейчас американцы продолжают интриговать в этом направлении. И, в общем-то, с политической точки зрения в этом есть смысл – избиратели, встречаясь со своими избранниками, говорят: как же так, мы вас избрали, а вы ничего не делаете, никак не меняете ситуацию, в которой оказались все мы. Но встречи с избирателями показывают и активность народа – люди уже готовы выйти на улицу с протестом против деятельности правительства. Но даже если протестные меры увенчаются успехом и правительство будет сменено, то новому правительству дадут работать не больше года, за который оно рад ли что-то сможет изменить. Круг вновь замыкается.

То, что россияне предложили, можно даже сказать «продавили» визит президента Латвии Затлерса в Россию в декабре 2010 г., говорит об очень многом. Но посмотрите – ведь во время визита по сути своей ничего существенного не подписали. Те документы, которые подписали, можно было подписать на уровне министров, не более того. А вот вопрос о соотечественниках вообще не был поднят. Со стороны России был проявлен интерес к энергетике, портовому хозяйству. Вопрос шел и о нефтяном бизнесе – глава Вентспилского самоуправления Лембергс, которого называют единственным олигархом в Латвии, пытался продать свои акции, но назначал такие цены, что это не вызвало интереса российской стороны.

Но Лембергс серьезный игрок и сильная фигура, и в правящей коалиции, возможно, россиянами именно на него может быть сейчас сделана ставка с целью изменить ситуацию к лучшему. В новом правительстве Лемберг смог бы возглавить Министерство финансов и, думаю, не бездействовал бы там, в отличие от нынешнего министра Кампарса и тем более не совершал бы столь откровенных ошибок. Ведь когда во время визита в Москву Кампарс предложил перейти на другую систему расчетов за газ, более долгосрочную, Путин ответил: пожалуйста, мы предложили вам снижение на 15%, но если хотите – можем принять ваше предложение, и тогда это вам будет стоить на 20% дороже. Затлерс тогда отыграл ситуацию, сказав, что этот вопрос мы решим дома.

Вот такая иллюстрация компетентности нашего руководства.

С 1 апреля в Латвии повышают тарифы на электроэнергию. Средний прирост тарифа с 1 апреля составит 21%. Оснований для этого не было. По существу, предприятие «Латвэнерго» стало собирать налоги. В составе затрат очень большая доля налогов, и сейчас они стали забирать прибыль - три четверти прибыли, в итоге им не хватает ресурсов на развитие. Сейчас тарифы повышаются на 20%, 15% пойдут в дополнительные доходы бюджета отрасли. Этот шаг ударит и по жизненному уровню людей, и по способности ведения бизнеса предприятий.

Приведу пример «хозяйского» отношения «Латвэнерго». Природные катастрофы планировалось покрывать из фонда непредвиденных расходов, на котором лежало 18,8 млн латов. Эти деньги предназначались на восстановление обрыва проводов выпилку леса и пр. Правительство утаило эти деньги, и в конце года, о чем свидетельствуют косвенные факты, их перевели в фонд финансирования европейских проектов как неиспользованные. Кабинет министров принимает постановление, по которому эти деньги можно затрачивать на выплату премий руководящему составу, которое осуществляет руководство европроектами. Из европейских денег платить премии было нельзя, потому что там Европа контролирует этот процесс. А эти деньги, которые проходят по статье использования европейских средств, Европа не контролирует. Ну а теперь, чтобы восстанавливать электросеть, надо повышать тарифы. Вот такое чистой воды жульничество!

При этом МВФ обещает не поворачиваться к Латвии спиной и продолжить тесное сотрудничество и в том случае, если договоренность по выполнению программы заимствования, предусматривающую консолидацию бюджета нынешнего года дополнительно на 50 миллионов латов, не будет достигнута во время пребывания в Латвии миссии МВФ, запланированного в феврале.

По информации Госкассы, Латвии по каналам международной помощи в этом году доступно 600 миллионов евро от МВФ и 200 млн евро от Еврокомиссии. Сейчас новый заем не планируется, за исключением 100 млн евро от Всемирного банка.

В 2010 году долг государства и самоуправлений увеличился на 785,92 млн латов (1, 133 млрд евро), или 18,3%, и составил в конце года 5,08 млрд латов (7,3 млрд евро), в том числе 4,146 млрд латов (6 млрд евро) – внешний долг. В 2011 году процентные выплаты по международному займу составят около 90 млн латов (130 млн евро).

Повторюсь, положение настолько серьезное, что новому правительству необходимо как минимум года три работы для решения проблем. Кто бы ни пришел сейчас к власти, за год ситуацию не переломить.

Беседовала Ольга Соколова