Posted 4 марта 2011,, 17:18

Published 4 марта 2011,, 17:18

Modified 1 февраля, 07:40

Updated 1 февраля, 07:40

Европа делает ставки

4 марта 2011, 17:18
Президент Европейского центробанка заявил, что в связи с риском роста инфляции в еврозоне в апреле банк может повысить ставку рефинансирования. Уже одного этого намека оказалось достаточно, чтобы курс евро устремился вверх.

Президент Европейского центробанка (ЕЦБ) Жан-Клод Трише заявил, что в связи с риском роста инфляции в еврозоне уже на апрельском заседании банк, возможно, повысит ставку рефинансирования, которая с мая 2009 года остается на уровне 1%. Уже одного этого намека оказалось достаточно, чтобы курс евро устремился вверх.

Евро стал укрепляться к доллару с середины февраля. За это время единая европейская валюта выросла на 3,78%, причем скачок на 0,85% произошел в течение одного дня – четверга, после пресс-конференции Трише. При этом у экспертов нет единого мнения о том, станет ли ЕЦБ в действительности поднимать ставку рефинансирования.

Предпосылки к ужесточению денежно-кредитной политики есть: инфляция в еврозоне разогналась до 2,4%, тогда как в качестве целевого там принят уровень инфляции в 2%. Для сравнения, Федеральная резервная система (ФРС) США должна удерживать стержневую инфляцию (Core CPI, не включает цены продовольствия и энергии) в границах 2%, тогда как сейчас она составляет лишь 0,9%.

Хотя в целом текущая ситуация в экономике еврозоны выглядит «очень неплохо», инфляция начинает представлять угрозу долгосрочному экономическому росту региона, констатирует главный экономист компании «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов. В этих условиях вполне вероятным представляется ужесточение денежно-кредитной политики ЕЦБ, считает он. Эксперт не сомневается, что повышение ставок снизит инфляцию, но подчеркивает, что эффект проявится через несколько месяцев.

Главный экономист компании «Ай Ти Инвест» Сергей Егишянц считает, что Трише лишь «припугнул» рынки, и не факт, что ЕЦБ поднимет ставки на самом деле. Но даже если ставка будет поднята, скорее всего, это будет однократным актом, а не началом серии шагов по монетарному ужесточению, считает он.

Егишянц, в отличие от Девятова, не верит, что повышение ставок в еврозоне поможет побороть инфляцию, поскольку ее причиной сейчас является рост цен на базовые товары (сырье, продовольствие), вызванный долларовой эмиссией ФРС. «Пока монетарный экспансионизм ФРС не исчезнет, никакие шаги в других регионах мира не помогут обуздать инфляцию», – уверен он.

В любом случае у повышения ставок есть большой минус – они сделают более дорогими заимствования для и так переживающих долговой кризис стран периферии еврозоны. В частности, увеличение ставок негативно отразится на Греции, Португалии и Испании. «Этим странам нужна более мягкая денежно-кредитная политика. Отчасти их бедственное положение есть результат денежно-кредитной политики ЕЦБ и плата за их участие в зоне евро», – говорит Девятов.

Старший научный сотрудник Центра денежно-кредитных и валютно-финансовых проблем Института Европы РАН Дмитрий Кондратов полагает, что у ЕЦБ нет выбора. «Потребительская инфляция в еврозоне достигла 2,4%, на рынке недвижимости надувается пузырь, а ставка рефинансирования все еще остается на уровне 1%. Мы прогнозировали, что ее должны поднять еще в январе-феврале. В апреле это точно должно быть сделано», - указывает он.

Хотя на резкое увеличение ставки ЕЦБ не пойдет, убежден Кондратов. Если банк резко повысит ставки, а ФРС оставит их на прежнем уровне (0,25%), то в Европу хлынет иностранный капитал, что приведет к резкому укреплению евро. А это будет означать снижение конкурентоспособности национальных товаров на мировых рынков (из-за того, что выручка номинирована в дешевеющей иностранной валюте, а издержки платятся, как правило, в национальной).

Но повышения ставок ФРС в ближайшее время ждать точно не стоит, убежден Егишянц из «Ай Ти Инвест». «Бернанке (Бен Бернанке, глава ФРС – ред.) истерически боится монетарного ужесточения, так что оно пока возможно только через его труп, хотя бы политический, - иронизирует эксперт. – Максимум, на что тут можно надеяться, – это то, что оппозиции удастся заблокировать дальнейшие программы количественного смягчения, которые, будь его воля, Бернанке бы запускал одну за другой безостановочно».

Кондратов ожидает, что в апреле ЕЦБ поднимет ставку рефинансирования на 0,25 процентного пункта, а затем будет ориентироваться на цены на недвижимость и денежную политику ФРС. «Я думаю, что в текущем году он еще несколько раз повысит ставку», - добавляет эксперт.

По прогнозу Девятова, на ожиданиях повышения ставок ЕЦБ курс евро будет укрепляться по отношению к доллару, хотя серьезным риском для укрепления евро он считает возможность нового обострения долгового кризиса. По мнению Егишянца, в долгосрочном плане американскую валюту ждет волна снижения из-за диверсификации резервов ведущих центробанков мира и «скверного качества» суверенного долга США. А вот в среднесрочной перспективе направление динамики евро непредсказуемо, особенно в случае уже давно назревшей коррекции рынков акций, сырья и продовольствия, полагает он.

Аналитик компании FxPro Александр Купцикевич считает, что больше чем $1,40 за евро – это дорого (сейчас - $1,3958). «Это весьма неустойчивый курс, который можно объяснить не силой евро, а скорее слабостью доллара из-за мягкой монетарной политики США», – поясняет он. Но и он отмечает, что сохраняющиеся в еврозоне трудности и весьма жесткая фискальная политика на ее периферии стоят на пути уверенного роста единой европейской валюты. Таким образом, в ближайшие два месяца курс евро имеет, хотя и небольшой, но потенциал роста – до $1,43.

Все эксперты констатируют, что курс евро относительно рубля будет зависеть в основном от цены на нефть, которая, в свою очередь, связана с революциями на Ближнем Востоке и Севере Африки. Если ситуация в этом регионе стабилизируется и котировки нефти откатятся, к началу мая возможно укрепление рубля до 40 рублей за евро (на конец торгов в пятницу на ММВБ – 39,41 рубля), считает Купцикевич.

Евгений Новиков