Posted 24 марта 2011,, 19:14

Published 24 марта 2011,, 19:14

Modified 1 апреля, 09:03

Updated 1 апреля, 09:03

Кино не для слабонервных продюсеров

24 марта 2011, 19:14
Очередная волна гонений на пиратский контент не даст результатов. Все попытки правообладателей защитить свои доходы от пиратов оказываются тщетными. Поэтому участники рынка занялись изобретением новых способов монетизации интеллектуальной собственности.

Минюст РФ отказал Пиратской партии России в регистрации. В министерстве заявили, что "пиратство" - это преступление (нападение на морское или речное судно), а в соответствии с ФЗ "О политических партиях", названия партий не должны ассоциироваться с уголовно наказуемыми деяниями. Как сообщил "Росбалту" вице-председатель партии Станислав Шакиров, это решение властей планируется обжаловать в суде, а пока несостоявшаяся партия будет вести работу в статусе общественной организации. Свою задачу "пираты" видят в том, чтобы сделать свободным некоммерческий обмен информацией в любом виде, в любой среде, на любом носителе.

С другой стороны, 25 марта на заседание Комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) выносится вопрос о повышении эффективности взаимодействия участников инфокоммуникационной отрасли, гражданского общества и правоохранительных органов в борьбе за прекращение оборота противоправного контента в Интернете. "На заседании планируется выработать консолидированную позицию бизнес-сообщества по данному вопросу для ее дальнейшего представления в соответствующие органы государственной власти", - говорится в пресс-релизе РСПП.

Видимо, происходит традиционное весеннее обострение публичной борьбы с пиратством. При этом правообладатели не особо верят в способность общественных или компетентных организаций перекрыть кислород "флибустьерам" и сами пытаются защитить свои прибыли.

"Если говорить об интернет-пиратстве, то самый простой и эффективный способ - тщательный мониторинг торрентов вручную специально нанятыми сотрудниками, - пояснил "Росбалту" продюсер Влад Ряшин. - Пираты идут на хитрость, меняя название фильма, при этом бот (программа-робот, в данном случае ориентированная на поиск в Интернете нелегального контента) не распознает нелегально размещенную продукцию". По словам продюсера, отсрочить появление новинок у пиратов помогает, например, разделение работ между разными подрядчиками на этапе постпродакшена: кто-то занимается озвучанием, кто-то - созданием спецэффектов и т.д.

"Для взаимодействия с правообладателями в отношении анонимного пользовательского контента у нас уже давно есть отработанные процедуры, - в свою очередь сообщил пресс-секретарь "Яндекс" Очир Манджиков. - В соответствии с пользовательским соглашением, пользователь обязуется не загружать на наши сервисы незаконный контент, в том числе нарушающий авторское право". При поступлении жалобы на очевидно незаконный контент "Яндекс" сразу же блокирует к нему доступ. Если незаконность не очевидна, доступ к контенту временно блокируется, а его владельцу предлагается либо согласиться с жалобой и убрать спорный контент, либо предоставить свои контактные данные для предъявления жалобщику. Если пользователь не делает ни того, ни другого, контент удаляется.

В сферах, где вращаются меньшие суммы, вопрос противостояния вообще переходит на любительский уровень. "Целенаправленного отсмотра не ведем. Но при обнаружении случаев пиратства коллеги по цеху стараются уведомить друг друга", - рассказал участник группы карикатуристов "Нюанс" Вячеслав Шилов.

"Вопрос остро стоит в кинотеатральном прокате, где пираты могут нанести серьезный ущерб кассе фильма, особенно в первый уикенд. Это основная возвратная статья у продюсера, потому к кинопрокату более пристальное внимание, - поясняет Ряшин. - Если на киноновинку делается большая ставка на DVD-рынке, то DVD-дистрибуторы также предпринимают много усилий по противостоянию пиратам, в том числе мониторинг точек продаж и правовые методы борьбы". Однако, по оценке эксперта, если тираж DVD небольшой, то зачастую противостоять пиратам бессмысленно – чем дольше фильм находится в открытом доступе, тем больше его копируют и распространяют нелегально.

Владельцы контента теряют огромные деньги, но, похоже, они ничего сделать не могут. "У нас в компании подробности о деятельности такого рода считаются коммерческой тайной", - сообщил PR-менеджер Walt Disney company Russia & CIS Игорь Потапов. Что уж тут говорить про обладающих меньшим финансовым плечом книгоиздателей...

"Сегодня можно скачать любую игру, книгу или фильм в день официального выхода, а иногда и до премьеры", - констатирует Шакиров. Причем ему известны случаи, когда компании – разработчики игр ради пиара сами анонимно размещали в сети свой продукт, а потом инициировали публичные преследования потребителей. А ведь еще с год назад хотя бы на прокатный период фильма игрокам кинорынка удавалось пиратов сдерживать.

С другой стороны, пиратство находит не только идеологических, но и экономических адептов. Например, социальные сети. "Пиратский контент - это то, что привлекает в социальные сети значительную часть молодых пользователей. Именно поэтому "ВКонтакте" традиционно считается молодежной сетью, а "Одноклассники", где нет фильмов и музыки - сетью для людей постарше", - считает управляющий партнер агентства "Социальные Сети" Денис Терехов. Эксперт уверен, что удаление пиратского контента может привести к катастрофическим последствиям для соцсетей, которые ничем иным пользователей не удерживают. Не исключено, что потери пользователей будут доходить до 30-40%. Это не значит, что кто-то будет деактивировать аккаунт. "Просто упадет трафик, - констатирует Терехов. - Хотя давайте не будем обольщаться - пользователь всегда найдет нелегальный фильм, не в соцсети, так в торренте".

Конечно, официально пиратство сети не поддерживают. "В Контакте" всегда идет навстречу правообладателям, предоставляя им эффективный инструмент модерации контента по запросу, - пояснили "Росбалту" в пресс-службе. - Кроме того, сеть активно взаимодействует с площадками, транслирующими лицензионный контент". "Мы стремимся предоставить пользователям удобный инструмент просмотра лицензионного контента в рамках той среды, где они привыкли проводить большую часть времени, — ранее отметил замгендиректора "В Контакте" Илья Перекопский. — При таком подходе у них пропадет необходимость загружать к нам видеоролики, скачанные на внешних проектах".

Дескать, хотите – сами разбирайтесь с каждым из миллионов любителей нелицензионки, а мы тем временем будем их медленно-медленно перевоспитывать. Такую позицию правообладатели считают недостаточной. Им в принципе не по нраву, что новые технологии приводят к революции в правообладании. Суть которой в том, что если прежде посредником между киностудией, художником, писателем и потребителем выступали прокатчик, издатель или галерист, то теперь эта функция переходит к интернет-носителям.

В общем, ситуация патовая. Тем более, что в России жесткость законов компенсируется необязательностью их исполнения. И даже в случае предельного ужесточения законодательства, а также "выработки консолидированной позиции бизнес-сообщества" масштабы пиратства не уменьшатся.

Единственный выход – искать новые способы монетизации. И какие-то варианты сейчас нащупываются. "Осенью 2010 года "Яндекс" запустил и активно развивает сервис Яндекс.Музыка, на котором пользователи могут прослушать музыку удобно, легально и в хорошем качестве, - заявляет Манджиков. - Мы заключаем договоры с правообладателями – на сегодняшний день это более 50 международных и российских правообладателей. "Яндекс" планирует монетизировать сервис за счет рекламной модели".

"Возможных моделей довольно много: рекламная, поощрительные выплаты "заплати, сколько захочешь", абонемент, - констатирует Шакиров. - Впрочем, в России из-за неразвитости рынка платежных систем зачастую оказывается достаточно затруднительным процесс транзакций – перевода денег от удаленного частного лица к частному лицу".

В данном контексте интересен и эксперимент австралийской студии Distracted Media. Премьера отснятого ей фильма ужасов "Туннель" (19 мая), состоится не в кинотеатрах, а на "пиратских" сайтах. Как сообщает webplanet.ru, модель монетизации в данном случае основывается на предположении, что фильм понравится и пользователи торрентов отправятся в магазин за DVD-диском с дополнительными материалами. Кроме того, на сайте "Туннеля" функционирует не только магазин сувениров, но и раздел, где любой желающий за $1 может выкупить кадр из фильма. Из 135 тысяч кадров (90 минут экранного времени) к настоящему моменту продано около 30 тысяч. При этом покупатель не получает кадр в личную собственность, а лишь приобретает права на получение цифровой копии и ее некоммерческое использование/

Понятно, что все это – копейки по сравнению с тем, что кинопрокатчик мог бы заработать "по старинке". Но ведь революция в правообладании обязана привести к революции в способах получения денег с интеллектуальной собственности. И первый, кто на данном рынке изобретет революционно-монетизационное решение, станет богаче Билла Гейтса.

Игорь Чубаха