Posted 29 апреля 2011,, 14:23

Published 29 апреля 2011,, 14:23

Modified 1 апреля, 08:28

Updated 1 апреля, 08:28

Бензина до выборов хватит

29 апреля 2011, 14:23
Повышение экспортных пошлин, снижение НДПИ и ослабление экологических требований к бензину для внутреннего потребления помогут справиться с дефицитом топлива, но не избавят от глубинных причин нынешнего «бензинового кризиса».

Повышение экспортных пошлин, снижение НДПИ и ослабление экологических требований к бензину для внутреннего потребления помогут справиться с дефицитом топлива, но не избавят от глубинных причин нынешнего «бензинового кризиса».

Напомним, 23 апреля в Алтайском крае была резко ограничена продажа бензина. Автозаправочные станции двух крупнейших региональных операторов рынка - компаний «Газпром нефть» и «Роснефть» - отпускали только по 20 литров бензина на машину для владельцев дисконтных карт, на других АЗС края продажа топлива вообще была остановлена.

Затем ажиотажный спрос на бензин и, как следствие, дефицит и рост цен распространились на Кемеровскую область и Сахалин. Сообщения о проблемах с поставками топлива поступают также из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Краснодара, Новосибирска, Иркутска, Мурманска, Ярославля.

Ситуация на рынке топлива стала главной темой заседания президиума правительства России в четверг. Премьер-министр Владимир Путин поручил Минэнерго подготовить проект постановления о повышении вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты (впоследствии пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков уточнил, что речь шла только о бензине). К вечеру было решено увеличить с 1 мая ставку экспортных пошлин на бензин с нынешних 0,67 от ставки нефтяной пошлины до 0,9. Таким образом, пошлина с 1 мая составит $408,3 за тонну вместо нынешних $283,9. Ранее планировалось повысить пошлину с 1 мая лишь до $304.

Путин также попросил Минфин рассмотреть возможность уменьшения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) или акцизов, чтобы частично компенсировать нефтяным компаниям потери из-за повышения пошлин.

В 2011 году Россия экспортировала 3 млн тонн бензина, при этом произвела - 36 млн тонн. Таким образом, за рубеж поставляется лишь чуть больше 8% (основная часть экспорта нефтепродуктов составляют дизельное топливо и мазут). Многие эксперты полагают, что этот объем все равно не сможет кардинально увеличить предложение бензина на внутреннем рынке и замедлить рост цен на заправках. К тому же цены на бензин повышаются не только в связи с ростом стоимости сырья на мировых рынках, но и из-за увеличения акцизов, обращает внимание аналитик финансовой группы БКС Андрей Полищук. В 2011 году акцизы на бензин повысились в зависимости от класса топлива на 29-50%, на дизельное топливо - в 1,9-2,3 раза. В стоимости одного литра бензина налоги составляют сейчас до 4,5 рубля.

Полищук допускает, что в ответ на повышение пошлин нефтяные компании снизят объемы производства бензина и увеличат экспорт сырой нефти. «В любом случае, резкого роста цен на заправках нам не избежать. Возможно, еще месяц или два правительству удастся сдержать рост цен на заправочных станциях на уровне 2-3%, но уже к концу лета цены могут увеличиться на 10%, а литр высокооктанового бензина в среднем по РФ может подорожать до 28 рублей», - ожидает он.

По мнению эксперта, следовало бы отпустить розничные цены, чтобы нефтяные компании были заинтересованы в повышении внутренних продаж. Такого же мнения придерживается и главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов, отвечая, однако, что для российских властей вопрос цены на топливо является политическим, особенно в предвыборный год.

Аналитик Банка Москвы Денис Борисов не согласен с коллегами. По его мнению, планируемое повышение пошлин сможет стабилизировать соотношение спроса и предложения на внутреннем рынке. По его оценке, премия экспортных поставок по бензину (то есть льготы и субсидии со стороны государства фирмам-экспортерам для поощрения экспорта) в настоящее время составляет около $100 за тонну. «Значит, повышение пошлины с $305 за тонну до $410 за тонну нивелирует эту разницу и окажет стабилизационное влияние на соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке», - делает вывод аналитик банка.

При этом повышение пошлин не окажет существенного влияния на доходы нефтяных компаний как раз по причине небольшой доли экспорта в общих продажах бензина, указывает эксперт. ЛУКОЙЛ, например, вообще не осуществляет экспорт товарных бензинов с принадлежащих концерну российских заводов, приводит пример эксперт.

Государству, скорее всего, удастся сбить ажиотажный спрос на бензин до наступления сезона пикового потребления бензина – июля-сентября, считает аналитик Центра исследований конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынков «Кортес» Павел Струков. «Бензиновый кризис представляет собой кратковременный всплеск спроса на бензин, вызванный скорее ажиотажем на фоне различных слухов, чем объективными причинами вроде увеличения объемов экспорта бензина. Люди пытаются закупаться впрок», - поясняет он. Если ограничение экспорта бензина будет сопровождаться ослаблением экологических требований к бензину внутри страны, кризис, скорее всего, разрешится в ближайший месяц, полагает аналитик.

По его словам, за границу в основном продается бензин стандарта Евро-2, его главные покупатели - африканские и среднеазиатские страны, «не охваченные жесткими экологическими требованиями». А в России с 1 января 2011 года вступил в силу регламент, запрещающий выпускать бензин ниже стандарта Евро-3. При этом ряд российских НПЗ не может производить бензин такого качества, поэтому вынужден по-прежнему производить бензин стандарта Евро-2, но продавать его уже за границу. Отметим, в четверг премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что сроки введения стандарта Евро-3 надо передвинуть с учетом договоренностей с Казахстаном и Белоруссией (в Казахстане Евро-3 вводится с 2014 года, в Белоруссии сроки введения не установлены).

Главная задача властей сейчас, по мнению Струкова, - «сбить порыв ажиотажа» до наступления сезона наибольшего потребления автомобильного топлива – июля-сентября. Замначальника аналитического отдела инвесткомпании «Грандис Капитал» Тимур Хайруллин тоже не сомневается, что правительству удастся справиться с симптомами топливного кризиса, правда, его глубинные причины при этом сохранятся. Главная из них, по его мнению, – это искусственное ограничение розничных цен на нефтепродукты в России. Рост издержек производителей бензина при слабой возможности повышать отпускные цены создает искаженную систему экономических стимулов и вынуждают компании относиться к внутреннему рынку как к неизбежному злу, продолжает эксперт.

Правда, нефтяники компенсируют потери от розничных продаж бензина за счет прочих сегментов бизнеса, поэтому могут и дальше вынужденно субсидировать российских потребителей нефтепродуктов. «Другое дело, что у компаний в таком случае нет больших стимулов инвестировать в нефтепереработку, – подчеркивает аналитик. – Как следствие, за 20 лет постсоветской экономики был построен только один относительно крупный НПЗ (нефтеперерабатывающий завод – ред.), тогда как число автовладельцев и спрос на бензин значительно выросли».

Хайруллин напоминает, что похожая ситуация наблюдалась в Иране, входящем в первую пятерку стран по запасам нефти в мире. Искусственное занижение цен на бензин привело впоследствии к его дефициту, который пришлось решать «не только путем импорта нефтепродуктов, но и распределением бензина по талонам», обращает внимание аналитик.

Впрочем, вряд ли такой же сценарий будет реализован в России, полагает он. «Скорее всего, крупные нефтяные компании будут вынуждены под давлением государства перенаправить экспортные поставки нефтепродуктов на внутренний рынок. Могут нефтяники выторговать себе и некоторые налоговые послабления. Однако это будет лишь временным снятием острых симптомов, тогда как сама проблема с искаженным государственными действиями экономическим ландшафтом сохранится», - прогнозирует Хайруллин.

Евгений Новиков