Posted 5 мая 2011,, 14:52

Published 5 мая 2011,, 14:52

Modified 1 апреля, 08:24

Updated 1 апреля, 08:24

Лишняя нефтепереработка

5 мая 2011, 14:52
Бензиновый кризис лишний раз подчеркнул, что в нефтеперерабатывающей отрасли России все далеко не благополучно. Эксперты заявляют, что необходимо менять систему налогообложения. Но Владимир Путин за сложившейся ситуацией видит прежде всего ценовой сговор.

Минэнерго в среду официально заявило, что ситуация с обеспечением потребителей бензином и другими видами топлива в России стабильна, бензиновый кризис сходит на нет. "Министерство и нефтяные компании согласовали планы поставок автобензинов в российские регионы. Запланированные объемы на 25% превышают уровень спроса, что позволит создать дополнительные резервы", – сообщил пресс-секретарь Минэнерго Дмитрий Клоков.

Тем не менее, сегодня вице-премьер РФ Игорь Сечин заявил, что правительство РФ рассматривает возможность введения дополнительных мер по регулированию нефтяного рынка. "Если мы в течение мониторинга, который проводится по наличию объективных предпосылок к стабилизации, не увидим положительного движения, то есть и дополнительные меры, касающиеся, в первую очередь, сырья для производства бензина. И я об этом хочу предупредить участников рынка", - пригрозил он. То есть, похоже, Минэнерго несколько поторопилось с победным рапортом.

В целом же проблемы российской нефтепереработки продолжают требовать не сиюминутных, а системных решений. По словам главного редактора отдела цен и региональных рынков аналитической компании "Кортес" Михаила Турукалова, дефицит бензина в стране назревал давно: за пять лет потребление выросло в полтора раза, тогда как выпуск - только на 30%.

Уточним, мощности российских НПЗ позволяют перерабатывать до 300 млн тонн нефти в год. При этом первичная переработка нефти на НПЗ в январе-апреле этого года составила 82,409 млн тонн. "Мощностей достаточно, - пояснил "Росбалту" аналитик ИК "Газфинтраст" Евгений Буланов. - Другое дело, что качество оставляет желать лучшего". По данным Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков, доля углубляющих процессов на отечественных НПЗ не превышает 15% от мощностей по первичной перегонке нефти, в то время как в США эта доля составляет 55%.

Среднеотраслевой уровень глубины переработки нефти на крупных предприятиях (перерабатывающих от 2,5 млн до 20 млн тонн нефтепродуктов в год) - около 72%, но примерно для половины НПЗ глубина переработки нефти находится в пределах 59-66%, и лишь по шести заводам топливно-масляного профиля превышает 80% (Ново-Уфимский, Пермнефтеоргсинтез, Ухтанефтепереработка, Омский, Волгограднефтепереработка, Уфанефтехим). В развитых же странах глубина переработки нефти достигает 85-95%. То есть Россия стоит перед необходимостью либо модернизации старых НПЗ, либо строительства новых.

Нельзя заявлять, что в этом направлении ничего не делается. Осенью прошлого года закончила строительство первой очереди НПЗ "ТАНЕКО" "Татнефть", и в этом году планируется вывод предприятия на мощность в 7 млн тонн в год. В июне-июле 2011 года начнется строительство нефтеперерабатывающего завода в Чечне с объемом переработки 1 млн тонн. Кроме этого, "Роснефть" начала строительство НПЗ мощностью 20 млн тонн близ Находки. На подходе еще ряд крупных проектов.

Отдельная тема - бурно строившиеся перед кризисом мини-НПЗ. Как отмечает гендиректор ассоциации малых и средних нефтегазовых компаний "Ассонефть" Елена Корзун, в России до сих пор нет четкого определения мини-НПЗ. Центральное диспетчерское управление ТЭК получает отчеты о деятельности 48 таких заводов. "По другим данным, в России 196 мини-НПЗ, - уточнила эксперт. - При этом, 116 из них официально не зарегистрированы, однако где-то берут сырье и отгружают готовую продукцию". В то же время, Ростехнадзор оперирует числом в 228 мини-НПЗ. А в октябре минувшего года премьер-министр РФ Владимир Путин, подписав распоряжение о строительстве нефтепровода Заполярное - Пурпе, заявил, что в стране действует 250 мини-НПЗ.

Впрочем, по подсчетам отраслевых экспертов, доля перерабатываемой ими нефти составляет всего около 10% от общего. И, по оценке Буланова, речь о том, что в будущем доля минипредприятий будет существенно расти, не идет.

С другой стороны, именно мини-НПЗ оказываются удобной площадкой для производства суррогатов. В частности, на прошедшей в апреле конференция Creon "Бензины 2011" прозвучало, что каждый четвертый литр 95-го бензина в России представляет собой суррогат. Впрочем, владельцами большинства мини-НПЗ являются нефтедобывающие вертикально-интегрированные компании (ВИНК).

При этом около 90% "крупных" мощностей по переработке нефти находится под контролем десятка вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний. Соответственно, нефтепереработка для них не главный, а сопутствующий бизнес. По большому счету, нефтепереработка для этих компаний обременительна. Так, руководитель Экономической экспертной группы (ЭЭГ) при правительстве РФ Евсей Гурвич подсчитал, что "суммарная экспортная цена нефтепродуктов, получаемых в России из тонны нефти, устойчиво ниже, чем экспортная цена этой нефти". В результате нефтепереработка приносит стране ежегодный убыток в размере 3% ВВП (1,3 трлн рублей в год).

Другими словами, ВИНКам было бы проще гнать всю нефть за рубеж. "Ранее страна потребляла 75% добываемой нефти и экспортировала 25%. Сейчас наоборот – внутри страны используется порядка 25% объема добываемой нефти и продуктов ее переработки", - констатируется в материалах Ассоциации нефтепереработчиков. Эти объемы падали бы и дальше, но в 1999 году власть стала предоставлять доступ к экспортным трубопроводам "Транснефти" только после выполнения введенных для ВИНКов квот по поставке нефти на отечественные НПЗ.

"При существующем налогообложении, - считает старший аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Виктор Марков, - нефтяным компаниям предпочтительней экспортировать сырую нефть и нефтепродукты, чем заниматься поставками топлива на внутренний рынок. Поэтому говорить о стабилизации ситуации с топливом в стране можно только после оптимизации налоговой нагрузки на нефтяную отрасль".

"Режим ручного управления ценами на нефтепродукты неизбежно приводят к системным сбоям. Плюс, к этому накладывается очень серьезная проблема по самой структуре налогообложения", - вторит эксперту председатель подкомитета Торгово-промышленной палаты РФ по моторным топливам Наталья Шуляр. "До тех пор, пока в России не появится независимая нефтепереработка, конкуренции не будет, и такого рода кризисы, как в Алтайском крае, будут возникать постоянно", - прогнозирует гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Между тем, премьер-министр РФ Владимир Путин видит причину бензинового кризиса в сговоре нефтяных компаний и, соответственно, обещает выявить и покарать виновных. Об этом он заявил в четверг, но участники рынка заранее ожидали подобной реакции властей и уже подняли цены. "Продавцы бензина, включая и госкомпании, готовятся к очередному заявлению Владимира Путина о ценовом сговоре и расследовании ФАС, потому рост цен продолжится, - цитировал ранее AutoNews.ru анонимный источник. - Делается это с одной целью - снизить потом цену на 50-70 копеек и отрапортовать о том, что поручения премьер-министра и ФАС выполнены, цены снижены. А в итоге бензин к лету подорожает на один-полтора рубля".

Игорь Чубаха