Posted 1 июля 2011,, 14:32

Published 1 июля 2011,, 14:32

Modified 1 февраля, 08:19

Updated 1 февраля, 08:19

С кем будет биться флот России

1 июля 2011, 14:32
Россия будет строить готовые к дальним походам корабли. С учетом неконкретной военной доктрины и невнятных геополитических амбиций Москвы, скорее всего, обновление флота проводится под возможные территориальные споры Арктике.

На Пятом международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге прозвучало несколько заявлений, свидетельствующих, что Россия будет строить готовые к дальним походам корабли. С учетом неконкретной военной доктрины и невнятных геополитических амбиций Москвы, скорее всего, обновление флота проводится под возможные территориальные споры Арктике.

По словам президента Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Романа Троценко, в нынешнем году ВМФ РФ и иностранные заказчики получат 17 кораблей. Как уточнил Троценко, всего на верфях ОСК находятся 54 корабля, из которых 40 строятся для ВМФ России.

Тем не менее, еще до салона - на Петербургском экономическом форуме - Россия и Франция подписали соглашение о покупке двух вертолетоносцев "Мистраль". Первый будет поставлен в 2014 году, второй - годом позже. Всего Россия закупит четыре корабля. Первые два будут построены на французских верфях, следующие два – на российских. Стоимость контракта составляет 1,2 млрд евро.

И уже на салоне главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий был вынужден гасить негативный общественный резонанс пояснениями. Дескать, вертолетоносцы Россия купила, чтобы освоить технологии крупнотоннажного строительства. И эти технологии понадобятся при создании кораблей океанской зоны. Ключевое слово - "океанской". То есть, похоже, российские флотоводцы снова грезят о дальних берегах.

Причем ориентацию на создание флота, готового к дальним походам, страна демонстрирует не только во внешней торговле. В перспективе речь уже идет о собственном авианосце. Троценко заявил, что ОСК приступит к проектированию российского авианосца в 2016 году, чтобы в 2018-м можно было начать строительство. Соответственно, если того пожелает пока упирающееся Минобороны, первый отечественный авианосец появится в 2023 году.

Усиление "океанизации" происходит на фоне действующей, но совершенно невнятной военной доктрины. "У нас стоит задача для военно-морского флота – охрана своего побережья, экономических зон прибрежных и транспортных путей в морях и океанах", - констатирует ответственный редактор "Независимого военного обозрения" Виктор Литовкин. То есть ничего конкретного. Поэтому для всех наблюдателей, кроме, может быть, нескольких человек в Генштабе, остается загадкой, к каким будущим водным баталиям готовится российский флот, под какие боевые задачи строятся корабли. С другой стороны, многие секреты Генштаба нельзя выведать, но можно вычислить, сопоставляя факты.

Факт первый — российский Тихоокеанский флот в военном плане вот-вот потеряет способность противостоять китайскому. То есть доминировать на Дальнем Востоке не получится, а значит, никто такой задачи и не ставит.

Тем более, Россия не соперник для США. И на случай конфликта с Китаем или Америкой у нее есть в меру возможностей подлатываемый ядерный щит и несколько подводных лодок, способных запускать ракеты прямо от пирса. Новые тоже строятся — так, в ближайшее время ВМФ получит три атомохода. "Это многоцелевая атомная подводная лодка "Северодвинск", это и стратегическая атомная подводная лодка "Юрий Долгорукий". И мы планируем "второй стратег" этой серии "Александр Невский", – заявил Высоцкий. Но подводные лодки не годятся для "политики канонерок". В то время как надводные океанские корабли прежде всего для такой политики и строятся.

Таким образом, потенциальным противником для новых российских кораблей может выступать только флот страны рангом поменьше — например, Швеции или Канады.

Факт второй — российские предприятия без переоснащения в принципе не способны построить достаточное число кораблей. "Утерян кадровый потенциал, верфи находятся в неудовлетворительном состоянии, устарело оборудование, есть целый ряд управленческих проблем и т.д", - комментирует управляющий партнер "2К Аудит – Деловые консультации" Иван Андриевский. И, например, тот же Черноморский флот медленно, но верно по числу кораблей сокращается. Во время операции по принуждению Грузии к миру ЧФ насчитывал 25 единиц полностью боеспособного корабельного состава, плюс сколько-то ржавеющих на вечном причале "старичков" и сколько-то обслуживающих судов. Теперь же, по словам Троценко, до 2020 года число кораблей сократится до порядка 20 единиц. "Это цифра разумная, но это весь состав флота. Будет 3 подводных лодки, по всей видимости 5 или 6 тральщиков. В боевых кораблях это не очень много. Мы получим, скорее всего, тройку корветов и три-четыре артиллерийских корабля",— отмечает глава ОСК. Аналогичная ситуация и на Балтийском флоте.

Факт третий — на сегодня у России нет явных геополитических амбиций "за тридевять земель". Так, заместитель председателя наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Серафим Мелентьев в интервью радио "Свобода" отметил, что Россия помимо своей воли уже "встроена" в определенную нишу глобального мира – сырьевую. "Это удобно и мировым регуляторам, и транснациональным дирижерам, и крупнейшим геополитическим игрокам, и элитам нынешней России", - признал эксперт.

Все вышеперечисленные условия не вступают в противоречие только с одной вероятной боевой задачей — доминированием в Арктике. Так что, скорее всего, новый флот Россия строит как аргумент в возможных территориальных спорах за шельф.

Игорь Чубаха