Posted 25 июля 2011,, 12:05

Published 25 июля 2011,, 12:05

Modified 1 апреля, 06:21

Updated 1 апреля, 06:21

Китай может развалить Евросоюз

25 июля 2011, 12:05
Китайские инвестиции в европейскую экономику неуклонно растут. О том, чем это грозит европейцам, рассказал один из авторов доклада «Борьба Китая за Европу» Йонас Парелло-Плезнер.

Китай активно осваивает не только Африку и Ближний Восток, но и Европу, инвестируя в самые разные отрасли - от машиностроения до государственных облигаций. О том, чем это грозит европейцам, в интервью «Росбалту» рассказал один из авторов доклада «Борьба Китая за Европу», старший научный сотрудник «мозгового центра» Европейского совета по международным отношениям (Бельгия) Йонас Парелло-Плезнер (Jonas Parello-Plesner).


- Насколько велико влияние Китая в Европе сегодня? Как получилось, что китайцам удалось приобрести порты и автострады, высокотехнологичные компании и даже часть госдолга некоторых европейских стран?

- Кризис в Европе стал возможностью для Китая. Это заметно не только на европейском, но и на национальном уровне. Так, страны, которые несколько лет назад отнеслись бы скептически к китайским инвестициям, сейчас их активно ищут. Средиземноморские страны, такие как Испания или Греция, раньше старались защищать свою торговлю - еще несколько лет назад они предпринимали антидемпинговые меры в отношении китайских продуктов. Однако сегодня отношение к Китаю поменялось, эти страны стараются привлечь китайских инвесторов.

Вместе с тем, не надо преувеличивать размеры китайского влияния в Европе. Китайских инвестиций на сегодняшний день не так много, но они растут (особенно быстрый рост был в период конца 2010-го - начала 2011 г.) Именно эту тенденцию мы хотели подчеркнуть в нашем докладе.

- Какие последствия может иметь эта тенденция для Европы и для Китая?

- Безусловно, между Китаем и Европой установились новые отношения. В период кризиса Китай покупал ценные бумаги, инвестировал деньги в отрасли, которым они были нужны, и т.д. Мы не ставили себе цель критиковать Китай за то, что он воспользовался возникшей ситуацией, но постарались обратить внимание на происходящее, чтобы в Европе поняли, насколько активно ведет себя Китай, и чтобы европейские страны через китайские интересы в Европе начали пытаться таким же образом освоиться в Китае. В Китае до сих пор есть отрасли, закрытые для европейских компаний. Возможно, это удалось бы изменить в рамках новых отношений.

На сегодняшний день отношения не совсем симметричны – у Европы нет такого доступа к китайскому рынку, какой есть у Китая в Европе. Нужно постараться изменить это. Мы надеемся, что Евросоюз сможет расставить акценты таким образом, что если Китай хочет инвестировать в европейскую экономику, то он должен предоставлять похожие возможности для Европы. Однако для этого нужно, чтобы весь Евросоюз выступал единым фронтом -а этого, к сожалению, совсем не наблюдается в рамках еврокризиса. Китай может стать очередным испытанием для последовательности и единства Евросоюза, и, возможно, что это испытание мы в очередной раз не пройдем.

- С какими намерениями приходят китайские предприниматели и инвесторы в Европу?

- Я думаю, что большинство предпринимателей, в том числе китайских, приходят в Европу с единственной целью – заработать. Отличие китайских инвесторов заключается в том, в какие именно отрасли они инвестируют. Обычно страны инвестируют в области, в которых у них самих сильные позиции. Однако Китай инвестирует с точностью наоборот – в отрасли, в которых он отстает. Так, Китай сильно интересует автомобильная индустрия - китайские компании купили шведскую Volvo и британскую MG Cars. Другая китайская компания сделала спасительную «инъекцию» компании Saab. Китай инвестирует в те отрасли, которые он планирует усилить и развить дома на основе приобретенного опыта.

- Вполне умный ход: получить «ноу-хау» и потом производить у себя дома по совсем другим расценкам...

- Да, и Китай совершенно не скрывает своих намерений. Китайцы постоянно говорят о том, что они хотят учиться, хотят инноваций, хотят стать экономикой, основанной на высоких технологиях, хотят использовать больше «зеленых» технологий. У них нет тайного плана. У них есть обычный план, который они постепенно реализуют.

- Разве это не рискованно - позволять скупать достаточно важные активы государству, в котором до сих пор существует однопартийная система и коммунистическая идеология? Ведь если в этой стране изменится политическая ситуация, совершенно непонятно, что будет с инвестициями и т.д. Держит ли Европа это в уме, когда позволяет Китаю инвестировать?

- Да, конечно, это не может не беспокоить нас. Именно поэтому в своем докладе мы приводим ряд рекомендации в отношении того, как Европа может защитить свои интересы - например, при продаже ценных бумаг. Необходима прозрачная система китайских инвестиций, потому что мы до сих пор не знаем, сколько именно ценных бумаг находится в руках Китая. Это не самая лучшая ситуация для Европы. Мы должны последовать примеру США, которые позволили Китаю купить большое количество казначейских облигаций при условии, что объем китайских инвестиций будет отражаться в ежемесячном бюллетене, даже если сам Китай подобную информацию не публикует. Европа должна обязательно сделать то же самое.

В отношении инвестиций мы также предлагаем воспользоваться американской моделью и создать организацию, которая будет следить за иностранными инвестициями в Европе и отслеживать инвестиции в отрасли, связанные с безопасностью. Так, если Китай хочет инвестировать в автомобильные компании, пусть инвестирует, но вот если Пекин захочет инвестировать в оборонную отрасль или в европейские СМИ, здесь нужно быть острожнее. Европейские СМИ, как и европейские страны, находятся в кризисе, и нужно быть уверенными, что китайские инвестиции не повлекут за собой цензуры.

Беседовала Юлия Нетесова