Posted 29 июля 2011,, 12:52

Published 29 июля 2011,, 12:52

Modified 1 февраля, 08:26

Updated 1 февраля, 08:26

Ты знаешь свою цену?

29 июля 2011, 12:52
Осенью многие офисные работники попробуют вытребовать у своего начальства повышения зарплаты или сменить работу на финансово более привлекательную. Однако большинство работодателей не готовы удовлетворить растущие аппетиты подчиненных.


Рост зарплатных предложений на российском рынке труда с января по июнь 2011 года составил 1,8-3,3%, подсчитали специалисты Superjob.ru. В сфере линейного персонала зарплаты в основном уже вернулись на докризисный уровень, а теперь идет восстановление бонусных программ.

Тем не менее, в конце полугодия 22% работодателей, подбирающих персонал с помощью Superjob.ru, заявили, что планируют в ближайшее время повышение заработной платы сотрудникам. Эти заявления сделаны на фоне традиционно ожидаемого с середины августа начала "офисной миграции".

"Когда кандидаты осознают стабильность рынка и видят все многообразие существующих предложений, уровень их ожиданий растет. Каждый кандидат при таких условиях будет рассчитывать на более высокий оклад, или, как минимум, постарается о нем договориться с работодателем", - считает менеджер "Агентство Контакт" Мария Силина. Кроме того, по ее словам, при стабильных рыночных условиях большинство людей имеет стабильную работу, и переходы совершаются, как правило, по собственному желанию - с целью подъема по карьерной лестнице и повышения дохода.

Сегодня у соискателей есть все основания для экспериментов. И прежде всего они поднимают планку по зарплате. Если в кризис кандидаты "стеснялись" прямо называть свою цену потенциальным начальникам, то сейчас эта "неуверенность в себе" заметно слабеет. По подсчетам HeadHunter, сейчас желаемую зарплату в резюме указывают 76% соискателей. "Наиболее открыты в этом плане менеджеры по продажам, рабочие, домашняя обслуга. Не афишируют свои притязания, чаще всего, молодые специалисты, топ-менеджеры и консультанты", - поясняют в HeadHunter.

При этом 69% из обозначивших в резюме свои финансовые амбиции указывают зарплату выше нынешней на 5-30%, а каждый четвертый и вовсе хочет увеличить уровень дохода на 40-60%. "Соискатели на стартовые позиции практически не переоценивают себя, они готовы идти на те условия, которые предлагают компании, - уточняет менеджер "АНКОР в Санкт-Петербурге" Наталья Щеголева. - Специалисты и менеджеры могут переоценить себя на 20-30%". "Как правило, соискатели хотят увеличить свой доход примерно на 10-20% от текущего заработка, однако бывают и исключения, которые завышают свои требования по зарплате на 50 и более процентов", - соглашается старший менеджер Coleman Services Олеся Мурашова.

Половина называющих "свою цену" соискателей не готова рассматривать предложения с меньшими доходами. Однако стратегия "завышенной цены", похоже, не очень эффективна. "Рынок в настоящее время диктует такие условия, что работодатели редко готовы давать зарплаты выше среднерыночных, - говорит консультант холдинга "Империя Кадров" Дмитрий Стацкевич. - Поэтому соискателю с завышенными требованиями трудно найти работу, и в большинстве случаев все равно приходится снижать свои запросы. В среднем переоценка составляет до 20%".

"Как правило, на каждую конкретную позицию забюджетирована определенная сумма, - разрушает амбиции "дорогих" кандидатов Мурашова. - Если соискатель по своим ожиданиям значительно выше предполагаемой оплаты труда и не готов обсуждать данную сумму в сторону уменьшения, скорее всего, его не будут рассматривать на данную открытую позицию".

С другой стороны, в каждом четвертом резюме (24%) соискатели не указывают желаемую зарплату. Одни не знают, сколько стоят, другие боятся отпугнуть работодателя завышенными или, наоборот, заниженными требованиями. "Зачастую кандидат не указывает желаемую заработную плату в резюме, оставляя себе "поле для маневра" в разговоре с работодателем", - объясняет Силина.

Но специалисты не считают идеальной и такую стратегию. "Если у компании есть четкие цифры, то обычно это кандидатам и предлагают, - продолжает рассказ о кадровой кухне Щеголева. - Например, если в бюджете есть 50 тыс. руб., то кандидату это и предложат, даже если он хотел 35 тыс. руб. или 49 тыс. руб.". Но если четкого бюджета на позицию нет, то работодатели стараются максимально сэкономить. "Компании пытаются сэкономить в среднем до 15% от "здравой цены", - предупреждает Стацкевич. - Но здесь следует отметить, что довольно часто работодатели, пытаясь сэкономить в начале, затем готовы повышать уровень зарплаты до среднерыночного".

Таким образом, перед знакомством с работодателем кандидату будет полезно уточнить собственную цену. "Необходимо проанализировать, на какую заработную плату могут претендовать специалисты аналогичного уровня. Такую информацию можно получить, просмотрев объявления об аналогичных вакансиях, - подсказывает Щеголева. - Кроме того, будет логично обратиться в кадровую компанию, где специалисты смогут рассказать о текущей ситуации на рынке и среднем уровне заработных плат по интересуемым позициям".

"Важно уметь правильно аргументировать свои пожелания. Обоснование "мне нужно снимать жилье, и поэтому я увеличиваю свои зарплатные ожидания именно на стоимость снимаемой квартиры" как правило не является аргументом для работодателя", - добавляет Мурашова.

В целом можно констатировать, что попытки получить работу с зарплатой, процентов на 20 выше среднерыночной, не столь уж и бессмысленны. Во-первых, приблизительно каждому пятому соискателю это сделать все же удастся. Во-вторых, все остальные, кому не так повезло, рано или поздно тоже в накладе не останутся. Ведь когда в приходящих резюме работодатель будет постоянно видеть запросы более высокие, чем в его предложении, то в итоге поддастся давлению. Так что, по сути, "амбициозные" резюме являются психологической атакой, работающей "на будущее".

Игорь Чубаха