Posted 17 августа 2011,, 12:51

Published 17 августа 2011,, 12:51

Modified 1 февраля, 08:47

Updated 1 февраля, 08:47

Признаки «второй волны»

17 августа 2011, 12:51
Все явственнее проявляются признаки начинающегося в России очередного экономического кризиса. Однако большинство россиян их просто не замечают. То же самое происходило и в 2007-2008 годах.

Все явственнее проявляются признаки начинающегося в России очередного экономического кризиса. Однако большинство россиян их просто не замечают, не пытаясь даже выстроить мозаику разрозненных фактов в цельную картину. Похоже, очередной финансовый удар по их кошелькам станет для большинства такой же неожиданностью, как обвал мировой экономики, а за ней и российского рубля в 2007-2008 гг.

Попробуем вспомнить, какими были первые проявления экономического кризиса 2008 года в России, которая тогда пыталась, в соответствии с позицией властей, остаться «тихой гаванью» в бушующем финансовом море. Итак, в то время как в США кризис перешел в открытую фазу и начались банкротства крупных финансовых учреждений, в России проблемы замечали только наиболее внимательные наблюдатели. В частности, стали банкротиться небольшие авиаперевозчики и туристические компании. То есть те, кто буквально делает деньги «из воздуха» или не имеет достаточного оборотного капитала, оплачивая расходы из текущих доходов и если куда-то и откладывая барыши, то скорее уж на счета владельцев, а не самой компании.

Следующим признаком кризиса стало снижение прибылей предприятий рекламной отрасли. В то время как никакого падения промышленного производства еще якобы не наблюдалось, количество рекламы быстрыми темпами снижалось. Особенно это касалось мелких и средних агентств, которые занимаются не телерекламой, а размещением информации на уличных носителях. Например, в московском регионе речь, в первую очередь, шла об областных агентствах, чьи билборды вдоль основных магистралей, ведущих в столицу, стали девственно белыми за несколько месяцев до первого «официального» удара кризиса по России.

Следующим признаком кризиса, который заметили гораздо больше жителей России, стала нестабильность на фондовых рынках. Об этом, по крайней мере, сообщали в новостях – как о результате мирового экономического кризиса, мол, спекулянты бегут из страны. Сейчас говорят приблизительно так же. С той лишь разницей, что находятся честные эксперты, которые рассказывают, что на российском фондовом рынке, собственно, работают только иностранцы-спекулянты. Поскольку стратегические инвесторы приходят только на тот фондовый рынок, где компанию можно купить на бирже, а в России это невозможно – о любой серьезной покупке надо договариваться в «высоких» кабинетах.

Результатом нестабильности на фондовых биржах во время прошлого кризиса стало массовое бегство из паевых инвестиционных фондов. Оно предшествовало банкротству банков, закрытию предприятий и достаточно массовым увольнениям, произошедшим на пике того кризиса.

В это же время на улицах крупных городов появилось значительное количество безработных гастарбайтеров из Средней Азии. Потеряв работу, они уже не могли ее найти. Кто-то уезжал, а кто-то и оставался. А в СМИ публиковалось все больше материалов о преступлениях, совершенных приезжими.

И лишь после того как эти признаки приближающейся беды стали очевидны и видны невооруженным глазом, начался собственно обвал, едва не похоронивший российскую экономику и спровоцировавший серьезное падение курса рубля.

И вот теперь ситуация практически зеркально повторяется, но лишь немногие обращают на это внимание, видимо, вновь надеясь, что российская экономика окажется куда прочнее, чем итальянская или, скажем, испанская. Банкротства туристических агентств уже начались – сотни человек теряют на этом свои деньги. То же самое происходит с небольшими авиакомпаниями. Причем правительство, как всегда, «дальновидно» на этой основе почему-то делает вывод, что пришло время монополизировать рынок и передавать пассажирские перевозки в руки крупных компаний, которые наверняка еще больше задерут цены.

Чтобы убедиться, что у небольших рекламных агентств проблемы также уже начались, достаточно выехать за МКАД и посмотреть на обочины так называемых «вылетных» магистралей, где сверкают девственной белизной пустые рекламные конструкции, на которых «могла бы быть ваша реклама». Про финансовый рынок и говорить не приходится – акции, конечно, не обваливаются (хотя и это случается – например, на следующий день после снижения странового рейтинга США), но курс их стабильно ползет вниз. Довольно сильно колеблется даже стоимость национальной валюты, что в 2008 году было характерно уже для «зрелой» стадии кризиса.

В то же время растет цена на золото. И хотя сейчас российский фондовый рынок уже не обваливается с такой скоростью, как, скажем, неделю назад, массовый отток пайщиков из ПИФов уже начался. Как сообщает газета «Коммерсант», только за первые две недели августа из фондов акций «утекло» почти 900 миллионов рублей. И это значит, что состоятельные, неплохо осведомленные о рыночной конъюнктуре россияне верят в приближение кризиса, о котором явно не догадываются тысячи столичных гастарбайтеров, укладывающих повсеместно плитку, поскольку другой работы, кроме муниципальной, для них уже, как и в 2008 году, судя по всему, не находится.

Так что тем, кто готов смотреть по сторонам и задумываться о том, что простые совпадения в этом мире и в нашей стране бывают нечасто, надо готовиться если не к тяжелой осени, то уж наверняка к нелегкой весне следующего года. Правда, мы не можем давать идеальных советов, в отличие от Михаила Прохорова, который рекомендует хранить запас двухгодичного потребления в рублях, а остальные средства разделить между евро и долларами. Понятно, что у абсолютного большинства этого двухгодичного запаса просто не накоплено, так что оперировать придется в ближайшее время гораздо более скромными суммами. И во что их вкладывать или переводить – совершенно неясно, поскольку, если речь действительно идет о приближении пресловутой «второй волны», то это будет кризис государственных финансов во всем мире. Так что обесценивание всех мировых валют практически гарантировано – в отличие от бензина и еды, которые будут только дорожать.

Иван Преображенский