Posted 21 сентября 2011,, 12:54

Published 21 сентября 2011,, 12:54

Modified 1 апреля, 05:06

Updated 1 апреля, 05:06

РЖД гоняет порожняки

21 сентября 2011, 12:54
Дефицит железнодорожных вагонов грозит оставить на зиму без угля часть населенных пунктов страны. По оценкам экспертов, РЖД - уже не локомотив, а тормоз российской экономики.

Дефицит железнодорожных вагонов грозит оставить на зиму без угля часть населенных пунктов страны. По оценкам экспертов, РЖД - уже не локомотив, а тормоз российской экономики.

Из-за дефицита железнодорожного транспорта склады ряда угольных шахт страны оказались переполнены, и шахтеры вынуждены сокращать выработку. "В августе, перед началом отопительного сезона, когда полным ходом идет создание сезонных запасов угля на электростанциях, проблема вывоза угля железнодорожным транспортом резко обострилась. Общий объем невывезенного угля приближается к 10 млн тонн, что составляет около $1 млрд", - отмечают эксперты Института проблем естественных монополий (ИПЕМ). Железнодорожники этот дефицит называют "техническим", грузоотправители - "искусственным". Между тем, проблемы испытывают не только шахтеры.

Например, все чаще от услуг железной дороги отказываются производители пищевой продукции, размещая заказы на автотранспортных предприятиях. При том, что отрасль восстановилась после кризиса, с 2007 года объемы железнодорожных перевозок продуктов сократились в два раза. Почти полностью исчезли перевозки немассовых грузов. "Стоимость повагонных отправок, которые составляют большую часть для данной категории грузов, растет еще более высокими темпами, чем для маршрутных", - констатируют в ИПЭМ.

"В конце 2010 – начале 2011 года на рынке фактически сложился искусственно созданный дефицит вагонов, имеющий в своей основе массовые порожние пробеги, - сетует в одном из интервью начальник управления транспорта ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" Михаил Щербинин. - При этом на фоне данного дефицита одновременно произошло увеличение объемов производства. Пользуясь ситуацией, операторы подняли ставки".

Ситуация настолько накалилась, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России на днях начала расследование по поводу непредоставления грузового подвижного состава со стороны РЖД и двух ее дочек - Первой и Второй грузовых компаний. Заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин пояснил, что поводом послужили пять поступивших в антимонопольную службу жалоб. "Если факт нарушения подтвердится, компания заплатит оборотный штраф", - сказал чиновник. По оценкам РБК, штраф может составить порядка 10 млрд рублей.

И участники рынка, и контролирующие органы дефицит подвижного состава и задранные тарифы считают двумя сторонами одной медали. Убери дефицит - и цены нормализуются.

По оценкам исполнительного директора НП "Совет участников рынка операторов железнодорожного подвижного состава" Дмитрия Королева, дефицит вагонов вызван пятью основными причинами. Во-первых, увеличением дальности перевозки грузов (в 2002 году средняя дальность перевозки была 1,1 тыс. км, сегодня - 1,8 тыс. км). Во-вторых, несколько раз в год меняются основные векторы грузопотоков, что отрицательно сказывается на инфраструктуре железнодорожной сети. В-третьих, зачастую в грузоперевозки вносят сумбур сами грузоотправители. В-четвертых, нередки случаи производственного брака. Так, в марте после очередного излома боковой рамы у грузового вагона были выведены из эксплуатации 10 тыс. единиц подвижного состава 2009-2010 года выпуска одного из крупнейших производителей вагонов. По состоянию на сегодняшний день не отремонтировано более тысячи полувагонов.

Наконец, пятая причина – отсутствие унифицированного тарифа на порожний пробег, что приводит к длительному простою вагонов в ожидании подходящих грузов. Именно этот фактор многие участники рынка считают причиной всех бед. "За 15 дней августа по стране 156 тыс. вагонов прибыли адресату, но не погрузились и снова порожними были отправлены в другое место", - не скрывает вице-президент по коммерческой деятельности РЖД Салман Бабаев.

В общем, как отмечают "потерпевшие", реформа РЖД привела не совсем к тем результатам, которых хотелось бы. В условиях централизованного управления вагонопотоками работа была направлена на минимизацию порожних пробегов, а сейчас каждый из операторов заинтересован в транспортировке груза с наибольшим тарифом. В итоге низкорентабельные перевозки стали перевозчикам вообще не интересны. При этом оператор в погоне за высокодоходными грузами зачастую увеличивает порожний пробег - хотя при разумном распределении вагонов их хватило бы на всех желающих.

Со своей стороны, глава РЖД Владимир Якунин заявляет, что дефицит инвестиций в его компанию составляет 400 млрд рублей. Но проблему он видит, скорее, не в деньгах, а в людях. По его мнению, решения правительства не исполняются. При этом простой вопрос может рассматриваться месяцы или даже более года, а при принятии решений царит "полная безответственность". Правда, заявляя это, глава РЖД не уточняет, в чей адрес нацелена его критика - министра транспорта или выше.

А пока в РЖД ищут виноватых, проблемы грузовладельцев растут. "Железнодорожный транспорт уже выступает реальным ограничителем экономического роста", - подытоживают эксперты ИПЕМ.

Анатолий Хутчиш