Posted 19 января 2012,, 15:34

Published 19 января 2012,, 15:34

Modified 1 апреля, 03:07

Updated 1 апреля, 03:07

Наличные уведут в пластик

19 января 2012, 15:34
России предстоят "налоговые маневры". В частности, министр финансов Антон Силуанов считает возможным ввести законодательные ограничения на осуществление наличных денежных расчетов в РФ.

Премьер Владимир Путин в конце прошлого года объявил о возможности проведения «налогового маневра», который должен позволить укрепить высокотехнологичные отрасли экономики и отойти от традиционной сырьевой модели российской экономики. Возможно, этот план будет оформлен в виде налоговой реформы, которую сейчас готовят правительственные чиновники и которая может определить схему налогообложения в России на ближайшие 5 лет.

Хотя полной информации о содержании реформы еще нет, на проходящем в Академии народного хозяйства в Москве Гайдаровском форуме высокие правительственные чиновники обсуждали возможные изменения публично. Некоторые из идей чиновников вполне могут войти в экономическую программу Владимира Путина и налоговую реформу.

Впрочем, сенсацией пока можно назвать только одно заявление, автором которого стал министр финансов России Антон Силуанов. Он считает возможным ввести законодательные ограничения на осуществление наличных денежных расчетов в РФ.

«У нас доля наличных денег составляет 25% общей денежной массы. Этот показатель в развивающихся странах — около 15%, а в развитых — 7-10%», - сообщил министр. Он полагает, что перевод крупных сделок и всех зарплат в безналичную форму позволит увеличить налоги. Ведь доля теневого сектора составляет порядка 30% ВВП России, и вывод «в свет» хотя бы небольшой его части — весьма неплохое пополнение для государственной казны.

Для Европы такая мера не нова. Например, в Болгарии с 1 января 2011 года взаиморасчеты на сумму более 5000 левов считаются законными только при безналичном расчете. Причем общую сумму нельзя разбивать на части и оплачивать наличными. В декабре 2011 года на аналогичный шаг пошла Италия, премьер-министр которой объявил о запрете на операции с наличностью более 1000 евро. И главной целью как раз была борьба с уклонением от уплаты налогов.

Кроме того, Силуанов сообщил, что правительство может рассмотреть возможность некоторого сокращения прямых налогов и замены их на косвенные. Эта реформа будет проводиться в рамках «налогового маневра», о котором говорил премьер Путин на встрече с «Деловой Россией».

Силуанов назвал вопрос налогового маневра «творческим». Главный хранитель государственной казны полагает, что в рамках реформы должна быть обеспечена устойчивая налоговая система, а серьезные изменения налогового поля не всегда улучшают налоговый климат и инвестиционную привлекательность. Поэтому, убежден министр, хотя изменения и возможны, общий уровень налогового бремени не должен меняться.

На Гайдаровском форуме глава Минфина дал понять, что не поддерживает предложения экспертной группы по разработке «Стратегии-2020» в части увеличения расходов бюджета на 2% ВВП. В «Стратегии» предлагается увеличить расходы государства на 2% ВВП в течение 10 лет (при нынешнем уровне в 21% ВВП). «Если увеличить на 2% наши расходы, это может привести к тому, что бюджет не будет инструментом стабильности, а превратится в инструмент разбалансированности финансовой системы», - заявил министр.

Одновременно он напомнил о высокой зависимости государственной казны от доходов от нефтегазового комплекса. Сейчас они составляют примерно половину доходов государственного бюджета. Даже при таких высоких ценах на нефть, по словам Силуанова, ненефтегазовый дефицит бюджета достиг всего 9,7% ВВП. По его мнению, нужно довести этот показатель хотя бы до 4-5%. В противном случае, если стоимость барреля нефти упадет, резервы будут потрачены, и возникнут риски наших обязательств. «Это не та политика, которая нам нужна», - заявил министр.

По словам Силуанова, если в качестве источника покрытия увеличивающихся расходов рассматривать повышение налогов, то следует говорить о повышении НДС и косвенных налогов, а не социальных платежей или налога на прибыль. Такой вариант, по его мнению, не приведет к ухудшению конкурентоспособности российской экономики.

Помимо Силуанова, на ограниченность поля для «налогового маневра» фактически указала министр экономического развития Эльвира Набиуллина. По ее словам, высоких цен на нефть, какие были в предкризисные годы (до $150 за баррель), уже не будет. Да и европейская экономика пока еще далека от выздоровления. Минэкономразвития, например, предполагают, что по итогам 2012 года в Европе будет зафиксирован спад в 0,6% ВВП.

Ответом на это должна стать новая модель экономического роста в России, считает Набиуллина. По ее мнению, в нынешних условиях Россия может рассчитывать только на частные инвестиции, но для их роста необходимо улучшить деловой климат, создать эффективную судебную систему, снизить налоги.

Владислав Кузьмичев