Posted 16 апреля 2012,, 05:15

Published 16 апреля 2012,, 05:15

Modified 1 апреля, 01:47

Updated 1 апреля, 01:47

Аналитик: Бензин в РФ подешевеет, если демонополизировать рынок

16 апреля 2012, 05:15

МОСКВА, 16 апреля. Цены на бензин в России могут существенно снизиться, если демонополизировать топливный рынок. Такое мнение высказывает старший аналитик ИК "Риком-Траст" Жуковский Владислав.

Как отмечает эксперт, по итогам первых двух месяцев 2012 года средние цены на автомобильный бензин выросли на 10,7% в годовом исчислении, что в практически в 2,5 раза превышает темпы роста потребительских цен на 4% за аналогичный период. «При этом если потребительская инфляция по сравнению с январем-мартом 2011 года замедлилась с 9,5% до почти 4%, то прирост цен на бензин уже несколько лет держится выше отметки в 11%. В действительности он зашкаливает за 13-15%, что автоматически ведет к росту производственных и транспортных издержек, удорожанию всей продукции и ежегодному росту социальной инфляции на 14-18% на протяжении последних 7 лет», - говорится в комментарии Жуковского.

По его словам, «самое удивительное состоит в том, что опережающими темпами растут цены на низкокачественный бензин, которым заправляются 50% населения России, чьи доходы не превышаю 15 тыс. рублей и которых Институт социологии РАН относит к бедным слоям населения». «Так, цены на бензин марок А-76 и АИ-80 подскочили (в годовом исчислении) на 13,8% в январе-феврале 2012 года после роста на 14,1% годом ранее, тогда как цены на АИ-92 выросли на 9,9%, а на высокооктановый АИ-95, которым заправляются 20% наиболее состоятельной части населения, подросли лишь на 9,7%», - указывает аналитик.

На самом деле, констатирует он, «складывается парадоксальная ситуация, при которой Россия является крупнейшей нефтедобывающей страной и нетто-экспортером нефти, а цены на бензин, газ и в целом на ГСМ уже сравнялись с уровнем ряда европейских стран, являющихся импортерами энергоносителей, и США, которые только в прошлом году стали чистым экспортером топлива». «При этом никто не говорит, что уровень жизни 70% населения России в 7-10 раз ниже уровня жизни рядовых граждан США и ЕС: если в России, где 50% населения по сути дела находятся за гранью бедности, на среднюю заработную плату можно купить 670 литров бензина, то в Германии - более 4 тонн, а в США - 4,5 тонны», - подчеркивает Жуковский.

В настоящий момент, отмечает он, цены на бензин в большинстве нефтедобывающих стран в 2-10 раз ниже аналогичного показателя в России: в Венесуэле - ниже 0,6 рубля, в Туркменистане - менее 0,9 рубля, в Иране – 2,6 рубля, в Ливии – 4,3 рубля, в ОАЭ – 13 рублей, в Азербайджане – 15,3 рубля, а в Казахстане - менее 18,5 рубля.

«Безусловно, порядка 60% в цене бензина приходится на НДПИ, акцизы, НДС и прочие налоги государства, что автоматически повышает цену на топливо. Однако основная проблема российского рынка нефтепереработки заключается в крайне высокой степени его монополизированности, когда на долю 2-3 сырьевых монополистов приходится до 90% производства бензина и ГСМ в большинстве регионов России. Не удивительно, что при оптовой цене НПЗ на бензин в 15,6 рубля за литр, на автозаправках он стоит более 29,5 рубля по официальной статистике, а в действительности поднимается до 31-32 рублей. При этом, если розничные цены на заправках выросли более чем на 10,7%, то отпускные цены крупных НПЗ в феврале 2012 года в годовом выражении увеличились лишь на 2,5%, что также свидетельствует о наличии признаков картельного сговора на рынке нефтепродуктов, о котором уже много лет говорит ФАС, и извлечении олигополистической ренты пятью крупнейшими нефтяными гигантами», - уверен аналитик.

По его словам, «только в России, где практически вся отрасль нефтепродуктов монополизирована узким кругом приближенных к власти сырьевых гигантов, возможна ситуация, при которой разрыв между оптовой и розничной ценой на бензин превышает 1,9 раза, тогда как в экономически развитых странах наценка на топливо в АЗС не превышает 25-30%, а рентабельность бизнеса не поднимается выше 5-7%».

«Совершенно очевидно, что предвыборный сезон завершился и все договоренности между правительством и вертикально-интегрированными нефтяными компаниями по поводу сдерживания роста цен на нефтепродукты больше не имеют силы. Уже сегодня в ряде регионов цены на бензин за 1,5 месяца выросли на 3-5%, а по итогам года рост может превысить 15-17% при полном попустительстве властей», - возмущается эксперт.

Вполне вероятно, предполагает он, что «российские сырьевые монополисты под разговоры о повышении налогового бремени и росте цен на нефтяное сырье постараются компенсировать упущенные прибыли и загонят цены до 33-34 рублей за литр АИ-95». «Закономерным итогом 15-17% роста цен на бензин и ГСМ вкупе с намеченной с 1 июля 2012 года приватизацией бюджетной сферы и роста платности базовых услуг станет ускорение темпов роста официальной инфляции с нынешних 3,7% до 6,5-7%, а так называемой «социальной инфляции» для 50% малообеспеченных слоев населения - до 16-18%», - предупреждает Жуковский.

Кроме того, считает он, «если ограничить масштабы внутрикорпоративного воровства в крупных сырьевых и инфраструктурных монополиях, которые, только по экспертным оценкам, на подрядных работах, закупках и завышенных сметах инвестиционных проектов зашкаливают за 15-20% валовой выручки и превышают 2,5-3 трлн рублей (4,5% ВВП), можно было бы смело снизить цены на бензин на 15-20%, а тарифы естественных монополий заморозить на 3-5 лет».