Posted 20 апреля 2012,, 09:09

Published 20 апреля 2012,, 09:09

Modified 30 января, 09:21

Updated 30 января, 09:21

СМИ: Объединенную зерновую компанию могут приобрести иностранцы

20 апреля 2012, 09:09

МОСКВА, 20 апреля. Крупный пакет акций Объединенной зерновой компании могут приобрести французский зерновой трейдер Louis Dreyfus и швейцарский Glencore. Об этом пишет журнал «Компания», ссылаясь на Reuters. Государство намерено продать 50% минус одну акцию ОЗК, заявку на покупку уже подали крупнейшие участники рынка: группа "Сумма" Зиявудина Магомедова, российский агрохолдинг "Русагро" и аффилированный с Олегом Дерипаской агрохолдинг "Кубань". При этом Glencore заявку не подавал, по данным Reuters, агрохолдинг господина Дерипаски действует в интересах своего швейцарского компаньона (в 2006 г. трейдер стал владельцем 8,75% объединенного "Русала"). "Заявку мог бы подать и сам Glencore, но государство, ищущее для ОЗК стратегического партнера, вряд ли провело бы допэмиссию в пользу крупной глобальной компании. Это вопрос сохранения продовольственной безопасности страны", - цитирует агентство одного из своих источников.

Как отмечает «Компания», Glencore - профессиональный посредник, имеющий неоднозначную репутацию, - зарегистрирован в швейцарском кантоне Цуг, который известен как офшор. В архиве Glencore много рискованных историй: поставки зерна в СССР в обход эмбарго во время афганской войны, торговля с Ираном, Ливией и ЮАР в период действия санкций ООН и даже закупка золота и никеля на Кубе в момент изоляции режима Фиделя Кастро, перечисляет издание. В России трейдер оказался одним из первых, с кем в начале 1990-х заключались миллиардные контракты. "Наши еще не разбирались в рыночной торговле, у заводов не было денег, они просили у банков, но банки не брали алюминий в залог. Marc Rich (ныне Glencore. - прим. "Ко") приходил с деньгами и брал алюминий", - заявлял бывший глава московского представительства Glencore International Игорь Вишневский, которого цитирует «Компания».

По мере того как передел собственности завершался, маржа трейдера стала падать, а доля рынка сокращаться. Диверсифицировать российский бизнес Glencore решил в 2004 г. Была создана Международная зерновая компания (МЗК). Бизнес трейдера заключается в экспортно-импортных поставках зерна: сбор крупных товарных партий продукции и доставка ее потребителю с наименьшими издержками. И вскоре "дочка" швейцарцев стала на рынке заметным игроком. По данным экспертов, примерно каждая седьмая тонна отечественного зерна продается за рубеж именно через нее, а значительная часть доходов от эксплуатации "закромов Родины" уходит Glencore. Так, в 2009 г. доля МЗК в российском экспорте составляла 13%, а выручка примерно $471,5 млн (выручка от мировых трейдинговых операций агробизнеса - $6,79 млрд). В августе 2010 г. из-за засухи Россия объявила о введении эмбарго на экспорт зерновых, поэтому в 2010 г. МЗК экспортировала чуть больше половины от объемов 2009 г. Однако EBIT трейдингового сегмента агроподразделения вырос в 2010 г. более чем в два раза, до $659 млн, говорилось в инвестиционном меморандуме Glencore, размещенном накануне IPO в апреле 2011 г. Каким образом произошел столь резкий скачок доходов? Не обошлось без подозрений в спекуляциях на зерновом рынке.

UBS в отчете написал, что аналитики Glencore заблаговременно получили информацию из России о сильном сокращении урожая из-за засухи 2010 г. и компания сделала спекулятивную ставку на долговременный рост цен на зерно. 3 августа 2010 г. глава МЗК Юрий Огнев призвал российские власти ввести эмбарго на экспорт, а менее чем через две недели запрет действительно был введен. Как результат - спустя всего два дня цены на пшеницу на мировом рынке подскочили на 15%. Компания постаралась откреститься от подозрений, назвав заявления Огнева "его личной точкой зрения", и сообщила, что эмбарго принесло одни убытки - закупаться пришлось у других поставщиков по более высоким ценам, напоминает «Компания». Позднее выяснилось, что швейцарцы, во-первых, заранее захеджировали риски повышения цен, а во-вторых, потеря части российских поставок окупилась для них на мировом рынке. Вокруг этих событий разразился еще один скандал - Glencore в период высоких цен на пшеницу сумела стать ее крупнейшим поставщиком в рамках Всемирной продовольственной программы ООН. Международная организация закупала пшеницу не у местных фермеров, а у швейцарского трейдера. "Спекуляции Glencore, которые они сами признают, привели к росту цен на фоне мирового дефицита и увеличили число голодающих, - констатирует в одном из интервью глава War on Want Джон Хилари. - WFP нужно пересмотреть свои приоритеты и поддерживать локальных игроков".

Власти едва ли отдадут долю в ОЗК иностранцам, отмечают эксперты. С одной стороны, государство рискует сохранностью зерна, отдавая его на хранение зарубежной компании. С другой, в 2010 г. уставный капитал ОЗК был увеличен на 3 млрд руб. для финансирования инвестпроектов по созданию зерновой инфраструктуры. Новый владелец может направить их на другие проекты. "Продовольственная безопасность государства, на мой взгляд, сыграет решающую роль при выборе партнера, поэтому, скорее всего, победителем станет российская компания", - прогнозирует генеральный директор центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павел Толстых.